Официальный представитель Dmatek Идит Мор подтвердила РБК daily, что европейская "дочка" компании Elmo-Tech выиграла проводимый Евросоюзом тендер. Россиянам предложат два решения: систему слежения STaR, использующую для определения местонахождения человека систему спутникового позиционирования GPS, и систему на базе радиометок. Второе решение позволяет контролировать нахождение человека в определенном месте в заданное время. В компании отказались назвать сумму контракта.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подразделение Минюста РФ, вчера отказалась подтвердить факт заключения контракта с Dmatek. Но руководитель пресс-службы этого ведомства Александр Сидоров пояснил РБК daily, что в июле действительно был проведен тендер на изготовление электронных браслетов. Идея одарить зэков прибором слежения возникла у сотрудников ФСИН еще в 2003 году после поездки в Великобританию. Британским тюремщикам удалось за счет внедрения электронных надзирателей резко сократить количество зэков на отсидке, что вызвало неподдельный интерес представителей российской пенитенциарной системы. По данным ФСИН, за решеткой сейчас томится порядка 880 тыс. человек и выпустить часть из них "на свободу" видится большим благом. Этот вид наказания получил название "контролируемая свобода". Зэки получат человеческие условия ограничения свободы, а бюджет - немалую экономию. Правда, пока за ФСИН платит не российский налогоплательщик, а Евросоюз, выделивший для России грант "Альтернативные меры наказания" в размере 3 млн евро.
Эксперимент пройдет в Рязанской области и Пермском крае. Оба региона подходят по техническим параметрам. Рязань, например, находится в зоне действия ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), разработанной еще в советское время специалистами Минобороны. Эта система, например, определяет координаты подводных лодок и кораблей. А применяемая на Западе система аналогичного действия GPS (Global Positioning System) очень чувствительна к низким температурам. А в Пермском крае - как раз густые леса и дикие морозы.
По мнению главы московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Юрия Николаева, следящее устройство корректно применять только к осужденным за легкие и средней тяжести преступления, предусматривающие лишение свободы не более чем на пять лет. Наши тюремщики не опасаются, что внедрение браслетов повысит статистику побегов. "Сейчас нет массовых побегов, в год не более 20", - говорит Александр Сидоров. Он считает, что для российской пенитенциарной системы не нужна слишком точная система слежения. Например, одна из участвовавших в тендере фирм представила скрытый маячок. Он пользуется спросом у состоятельных людей. Маячок незаметно вшивается в одежду ребенка или супруги, и местоположение любимых домочадцев можно вычислять с точностью до пяти метров. "Хорошая вещь, но нам такая точность не обязательна, мы любого беглеца отыщем и в гораздо большем радиусе - с помощью собак!" - утверждает представитель ФСИН.
Рустем Фаляхов, Антон Бурсак