Законопроект был внесен в Госдуму 25 февраля 2016 года депутатами Алексеем Казаковым и Александром Ющенко и принят Госдумой в первом чтении 19 апреля (при рассмотрении законопроекта в первом чтении регламент Госдумы не предполагает возможности внесения поправок).
В март-мае законопроект обсуждался на площадке комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи с участием инициаторов законопроекта, представителей отрасли, СМИ, экспертов.
Работа по консолидации позиции интернет-индустрии, экспертизе законопроекта и подготовке предложений по поправкам в законопроект проводилась на базе ЭКС при РАЭК и ИРИ. Все предложения и поправки РАЭК 12 мая направил в комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В ходе работы по подготовке законопроекта ко второму чтению ряд вопросов интернет-индустрии к законопроекту был снят – они были признаны не вносящими дополнительных уточнений, либо избыточными, в том числе в связи с тем, что представители Роскомнадзора разъяснили практику подготовки и применения подзаконных актов.
По итогам совместной работы по экспертизе и консолидации отраслевых предложений на площадках ИРИ и ЭКС при РАЭК, а также по итогам диалога отрасли с представителями госвласти и профильным комитетом Госдумы, эксперты ИРИ отмечают, что ход работы над законопроектом о новостных агрегаторах - пример эффективного взаимодействия и совместной работы государства и интернет-индустрии.
ИРИ и РАЭК приложили максимум усилий по доработке законопроекта с учетом интересов отрасли, и рассчитывают, что принятие законопроекта позволит решить декларируемые им задачи, в том числе по упорядочиванию деятельности новостных агрегаторов, не возлагая на них дополнительных обязательств и финансовой нагрузки, а также, что нормы законопроекта не будут применяться к интернет-ресурсам и интернет-сервисам, которые не являются новостными агрегаторами.
ИРИ и РАЭК готовы продолжать совместную работу с интернет-индустрией и органами власти в рамках подготовки подзаконных актов и будут мониторить практику правоприменения будущего закона.
По итогам рассмотрения профильным комитетом Госдумы учтены следующие предложения отрасли:
1. Исключена ответственность владельца новостного агрегатора за распространение им недостоверной информации в случае, если она является цитированием СМИ;
2. Изменены требования к владельцу новостного агрегатора в части участия иностранных лиц – теперь владельцем новостного агрегатора могут быть любые иностранные лица посредством учреждения российского юрлица;
3. Снижен размер административных штрафов за неисполнение предписаний Роскомнадзора;
4. Уточнено требование о хранении информации владельцем новостного агрегатора – (информация должна храниться владельцем новостного агрегатора и речь идет только об информации, размещавшейся новостным агрегатором);
5. Срок вступления в силу закона перенесен на 1 января 2017 года (первоначально предполагалось, что закон вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования);