Российский интернет-форум как зеркало рынка

Сегодня, 23 апреля, – последний день работы Российского интернет-форума. Можно сказать уже совершенно точно, что мероприятие удалось и благополучно преодолело очередной свой кризис, назревший было в прошлом году. Тогда на форуме фактически столкнулись две аудитории: узкая прослойка профессионалов, занятых обсуждением своих вопросов, и огромная толпа «пионеров», пришедших за зрелищами в ожидании, что их будут развлекать. Раздавались голоса о том, что надо бы развести РИФ на два отдельных мероприятия – полузакрытую профессиональную конференцию и шоу для «чайников» с попкорном и танцами. На этом, собственно, форум можно было бы и хоронить.
Оргкомитет пошел по другому пути, сделав участие в РИФе символически-платным. Это позволило оставить за бортом толпу зевак, приезжающих развлечения ради. По словам председателя правления РОЦИТ Марка Твердынина, по состоянию на 22 апреля на форуме зарегистрировались около 4,5 тысяч участников и ожидается, что общее число дойдет, в итоге, до 5000. Это приблизительно соответствует прошлогодней аудитории: хотя тогда и зарегистрировалось гораздо больше народу, далеко не все из них доехали. В этом году «мертвых душ» практически нет – тут свою роль сыграл платный характер мероприятия. По численности толпа, на глаз, такая же, и инфраструктура «Лесных далей» опять трещит по швам от перегрузки. Однако качественно состав аудитории в текущем году совершенно иной: основная масса участников приехала работать. Ключевую роль тут сыграл, как мне представляется, принцип формирования программы.
Программный комитет зарезервировал несколько социально значимых тем, таких, например, как «Проблемы детского интернета» или «Интернет для пользователей с ограниченными возможностями», – секции по которым должны были состояться, что называется, при любой погоде. Остальное же было отдано на откуп аудитории: зарегистрированные участники сами выбирали, какие секции и круглые столы им интересны. По результатам голосования и была окончательно сформирована программа, которая стала вполне адекватным слепком текущих настроений рынка.
На заре мероприятия, лет 12–14 назад, первую скрипку традиционно играли провайдеры. В этом году провайдерская тематика практически не была представлена. Представители компаний, конечно же, приехали обсудить свои дела, но делали это в кулуарах, в «Пумбе» и на шашлычных площадках. Основная масса посетителей провайдерами уже не интересуется: они, наконец, обеспечили более или менее качественным и недорогим доступом практически всю территорию России, так что «мавр сделал свое дело».
Другое направление, крайне популярное лет пять назад и сильно сдавшее к сегодняшнему дню свои позиции, – технологическое. Все эти вопросы сайтостроения, программирования и «как сделать, чтобы...», плотно занимавшие умы еще недавно, тоже отошли на периферию. В программе они оказались, конечно, слегка представленными, но теряются где-то на задворках. Видимо, решать технические вопросы уже научились, так что эта поляна оказалась предоставленной узким специалистам, благополучно варящимся в своем соку.
Мейнстримом же стало зарабатывание денег. Реклама медийная и реклама контекстная, платежные системы и бизнес в социальных сетях, партизанский маркетинг и монетизация всего-чего-угодно, – секции и круглые столы подобной тематики уверенно вытеснили все остальное на второй план, заняв приблизительно 60% всей программы, оттеснив на обочину, например, разнообразную политику. Времена первопроходцев и технарей прошли: сегодня в Рунете правят бал рекламисты, маркетологи и продавцы, и это – реальность, с которой нам предстоит иметь дело в ближайшие месяцы и, возможно, годы. Как и при любой другой золотой лихорадке, до самородков доберутся далеко не все, но послушать краем уха, где проходит золотая жила, интересно каждому.
Понятно, что этот тренд – тоже не навсегда. По мере развития рынка острие интереса будет смещаться и дальше, в сторону отимизации бизнес-процессов, франшизы, построения сетевых компаний и т.п., – все, как в «большом» бизнесе. И тусовка, которая будет обсуждать эти вопросы, вероятно, окажется не столь многочисленной и пестрой, как сегодняшние гости «Лесных далей». Но это все – еще впереди, а пока что главной фигурой в Рунете прочно становится продавец...

Ссылка: http://slon.ru/blogs/amilitsky/post/363452/

Ключевые слова: Интернет, маркетинг, конференция, КИБ РИФ