Новая концепция — новые угрозы
С точки зрения применения математических методов логистики разница между одним и несколькими складами малосущественна. Разве что добавляется несколько операций, но принципиально практически ничего не изменится. Однако с безопасностью всё обстоит иначе.
Согласно законам диалектики количество рано или поздно перейдёт в качество. Усложнение системы чревато появлением новых рисков, которые могут быть не предусмотрены при проектировании системы безопасности. А, как известно, самая серьёзная угроза — та, к которой компания не готова. Вот несколько подтверждающих примеров.
В процессе расширения торговая компания арендовала несколько складских помещений в разных районах города. В результате появилась дополнительная логистическая операция — перевозка товара между складами. Для этого использовался корпоративный транспорт, поэтому контроль за перемещением со стороны охраны носил формальный характер. Зачастую сотрудники службы безопасности просто забывали записывать в журнал «свои» машины. Контроль за погрузкой и разгрузкой также осуществлялся достаточно поверхностно. Это привело к хищениям товара во время перевозки. Найти непосредственных виновных представлялось затруднительным, поскольку недостача обнаруживалась спустя некоторое время и связать её с конкретной операцией было невозможно.
Крупная промышленная компания имела несколько складов в соседних регионах. Если какого-либо вида продукции не было на одном складе, машина направлялась на другой и получала товар по той же накладной. Подобное решение ускоряло процесс, но вносило некоторую путаницу в отчётность. Со временем число перенаправлений с одного клада на другой возрастало, поскольку менеджерам компании было затруднительно определить, на каком именно складе находится нужное количество той или иной продукции. Это привело к росту транспортных расходов и общих издержек бизнеса.
В компании, занимающейся торговлей промышленными товарами, обеспечением безопасности каждого склада занималось отдельное подразделение. Как часто бывает в подобных случаях руководитель локальной охраны был значительно ближе к начальнику склада, а не к дирекции компании. Это привело к тому, что ряд нарушений элементарно замалчивался и не упоминался ни в каких отчётах. Порочность подобной практики стала понятна только после того, как на одном из складов произошло возгорание, которое из-за неправильного размещения товара чуть было не переросло в крупный пожар. Технические средства контроля на тот момент были неисправны, но начальник склада смог убедить руководителя охраны не сообщать об этом «наверх».
Разделяй и не властвуй (если не подготовишься)
Децентрализация — очень модная концепция. И её популярность имеет веские объективные причины: распределённые структуры более динамичны, устойчивы, требуют значительно меньше ресурсов. Однако всякое преимущество имеет свою цену. В частности, чем система сложнее, тем больше возможностей у злоумышленника или обычного разгильдяя причинить ей вред, и это хорошо видно из приведённых выше примеров — практически все проблемы возникали в условиях децентрализации и были вызваны неизбежной при отсутствии предварительной проработки этого вопроса утрате тотального контроля за перемещением товара и порядком на складах. Иными словами, большое количество складов усложняет решение проблем точности их работы и безопасности. Однако, задача сохранения порядка вполне разрешима. Чтобы доказать это, ещё раз рассмотрим уже знакомые нам примеры.
Для минимизации рисков, связанных с перевозкой товаров между складами, достаточно автоматизировать систему пропуска машин через КПП. Полученная из такой системы информация позволит не только узнать, на каком именно транспортном средстве осуществлялась та или иная перевозка, но и быстро определить время его убытия и прибытия. Если оно превышает штатное, то есть повод для тщательной проверки. Более того, автоматизированная система могла бы подать сигнал тревоги, если машина задержалась на маршруте дольше обычного. В этом случае разгрузку следовало бы проводить особенно тщательно, проверяя наличие всего отпущенного товара.
При перенаправлении машины с одного склада на другой поможет всё та же автоматика. Если бы диспетчер фиксировал все подобные случаи, а система видеоконтроля ворот «запоминала» все проезжающие автомобили, никакой путаницы не возникло бы. Причём анализ полученных данных ещё и помог бы распределить продукцию по складам так, чтобы свести перенаправления к минимуму.
С третьим случаем дела обстоят ещё проще: служба безопасности — централизованная структура со строгой вертикалью, и полный объём информации должен поступать на единый пульт без возможных промежуточных искажений на местах.
Ограниченность «классики» и плюсы аналитики
Классические решения в области видеоконтроля предназначены для относительно небольших объектов и ограниченного числа зон наблюдения. Оператор в состоянии адекватно реагировать на информацию, получаемую не более, чем с десятка камер. При увеличении этого количества роль человеческих ошибок становится слишком заметной. Ситуация усугубляется тем, что в недостаточно проработанной технической системе неизбежно происходят ложные срабатывания. И чем больше источников — тем больше таких срабатываний. Бдительность притупляется, что негативно влияет на уровень контроля за объектами.
Чтобы полноценно реализовать меры, способные координировать и контролировать крупный комплекс разрозненных складов, необходимо сложное интегрированное решение. Чаще всего его роль играют многокамерные системы, передающие информацию на единый пульт. Однако даже очень совершенные камеры и детекторы не могут эффективно решить поставленную задачу.
Специфика технических систем обеспечения безопасности крупных распределённых объектов заключается в том, что решающую роль начинает играть не сколько аппаратура, столько последующая аналитика. Если предприятие для своего бизнеса использует хотя бы 2-3 склада, то даже при сведении всей информации на единый пульт, диспетчер не в состоянии адекватно обработать все данные.
В таких условиях наивысший уровень безопасности и эффективности обеспечивают решения, использующие технологии нейросетевой видеоаналитики. Они позволяют не только создать единую централизованную систему контроля, но и минимизируют человеческий фактор, устраняя тем самым порождённые им угрозы.
Эффективность технологии нейросетевой видеоаналитики вытекает не только из умозрительных соображений, но и доказана практикой. Вот несколько примеров конкретных внедрений.
После крупной кражи, виновный в которой так и не был найден, руководство сети оптовых баз пришло к выводу о целесообразности использования интеллектуального модуля распознавания автомобильных номеров для обеспечения безопасности объектов. Хищения полностью прекратились, в связи с чем рассматривается вопрос о расширения решения на модуль по распознаванию лиц.
Крупная строительная компания, располагающая большим количеством складов, начала сталкиваться со множеством проблем. Наиболее характерные из них — ошибки персонала, мошенничество при приёме и выдаче продукции, путаница в отчётности.
Для минимизации рисков были использованы две интеллектуальные системы: контроля доступа автомобилей и людей, а также контроля периметра. Благодаря этому служба безопасности стала получать своевременные оповещения обо всех происшествиях, а затраты компании на охрану сократились на 30%.
Таким образом, наиболее эффективное техническое решение обеспечения безопасности комплекса разрозненных складов должно включать в себя интеллектуальный аналитический модуль. Это позволит не только минимизировать риски, но и оптимизировать ряд бизнес-процессов, что заметно сократит издержки компании.