Прирост доли финансово самостоятельных социальных предприятий составил 30% – с 58% в 2013 году до 88% в 2023 году. Однако несмотря на это, им свойственна почти экстремальная маломаржинальность: почти треть (32%) коммерсантов имеют среднемесячную выручку от 30 до 100 тысяч рублей. При этом почти половина социальных предпринимателей (43%) сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров.
«Многим предпринимателям удалось преодолеть падение покупательской способности населения и отток клиентов. Также частично преодолены проблемы с логистикой. В последнее время практически для всей экономики актуален вопрос поиска квалифицированных кадров, и сфера социального предпринимательства сегодня достаточно чутко ощущает этот дефицит», – отметила директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.
По мнению эксперта самой востребованной мерой поддержки для социальных предпринимателей сейчас является льготная аренда.
«Такая форма поддержки способна помочь им сохранить финансовую устойчивость. С этим согласились порядка 59% респондентов, опрошенных в ходе нашего исследования», – подчеркнула Наталия Зверева.
Несмотря на существующие сложности, некоторым предпринимателям удается расширяться и стремительно увеличивать объемы продаж. Так, компания «Моторика», производящая роботизированные протезы верхних конечностей, открыла возможность замещать услуги и продукцию, которые раньше на рынке предлагали зарубежные компании.
Кроме того, хорошую динамику развития в сфере социального предпринимательства показывает сектор дополнительного образования. В частности, наиболее популярными направлениями у потребителей являются языковые школы и развивающие центры.
Также на рынке активно развиваются медицинские организации с широким спектром услуг, расцвет которых пришел на период пандемии. Сейчас, несмотря на сокращающийся потребительский запрос в целом по стране, в крупных городах платежеспособный спрос в отношении частных медицинских центров сохраняется на достаточном уровне.
Таким образом, социальное предпринимательство в России демонстрирует устойчивый рост и способность адаптироваться к экономическим вызовам. Несмотря на проблемы, связанные с низкой маржинальностью, ростом цен и дефицитом кадров, социальные предприятия находят способы расширения и укрепления своих позиций на рынке.