Кандидатов нет
Рынок массового подбора персонала остается «кандидатским» и изменений ждать не стоит. Если посмотреть на структуру вакансий крупнейших работных сайтов, 70% открытых ролей – это линейный и массовый персонал, так называемые «синие воротнички».
Самые дефицитные специальности сегодня – это продавцы, строители, ремонтные рабочие, грузчики, слесари, курьеры, водители, кладовщики, операторы колл-центра.
Нехватка таких специалистов усугубляется с каждым годом. Если в 2019 году на одну рабочую специальность претендовало в среднем 1,7 кандидата – что уже довольно мало, то в 2023 году – 0,9 кандидатов.
Боль
Директор по маркетингу HR-холдинга Ventra Анна Ларионова и Руководитель КСО Наталья Климова, провели опрос среди участников вебинара – каким словом они бы охарактеризовали подбор массового персонала сегодня?
Самым популярным словом было слово: «Боль!». Ну, и далее: «тяжело», «цена», «беда»... Почему так?
Дело в том, что особенностями подбора массового персонала сегодня остаются:
1. Высокая конкуренция.
2. Огромная «воронка». Например, типичная «воронка» кандидатов в ритейле: из 58 000 лидов дозвонились 35 000, зарегистрировались 6200, а в смену вышли 500.
3. Короткий срок поиска работы у кандидатов.
Чтобы успевать привлекать и нанимать людей в таких условиях, необходимы автоматизированные системы обработки откликов и подключение внутренних и внешних ресурсов.
Экономика подбора
Итоги опроса также показали высокую стоимость привлечения массового персонала. На вопрос «Сколько у вас стоит лид?» 70% участников вебинара ответили, что лид стоит от 300 рублей и выше. Если мы умножим эту цифру на 58 000 (типичную «воронку» ритейла), то стоимость привлечения одного массового сотрудника составит 34 800 рублей.
Почему так дорого? Рекламные ресурсы дорожают, работные сайты поднимают цены, а конкуренция за кандидата растет.
И это без учета внутренних расходов компании на подбор, которые невозможно масштабировать постоянно. Услуги собственной команды рекрутеров сегодня стоят недешево.
Пятизвездочный сервис
Но даже если вы используете все необходимые инструменты, не жалеете денег на привлечение, и обеспечиваете скорость обработки входящих лидов, все это вам не поможет, если ваше отношение к кандидатам не будет уважительным и «сервисным».
Наталья Климова, руководитель КСО Ventra, каждый день работающая с кандидатами на проектах, объяснила как сильно отношение к кандидатам выделяет работодателя на рынке: «Кандидаты в массовом сегменте сегодня хорошо понимают свою востребованность и ожидают от компаний сервиса пятизведочного отеля. Они хотят к себе уважения, равного специалисту любого другого уровня, работающего в компании».
Если после всех денег и усилий, которые были потрачены на привлечение массового кандидата, внизу «воронки», кандидат получит пренебрежительный ответ от оператора или столкнётся с плохим отношением руководителя, он без колебаний уйдет на другую работу, которую сможет найти примерно в течение дня.
Конкурентное описание вакансии
Учитывая большое количество предложений о работе в массовом сегменте, остается важным, как именно работодатель опишет свою вакансию или заказ. Наталья подробно описала, что важно сегодня массовому кандидату, почему не надо писать в описании вакансии общих слов, и какие конкурентные преимущества лучше «подсветить».
Ну и, конечно, ставка
Об этом отдельно. Понятно, что все сотрудники, а массовый персонал в особенности, работают за деньги. Поэтому даже разница в 11 рублей в час может сыграть решающую роль в привлечении кандидатов на вакансию. Поэтому на вебинаре отдельно проговорили, как увеличение ставки может снизить стоимость привлечения и наоборот.
Сложно найти, легко потерять, дешевле удержать
Очевидно, что привлекать новых сотрудников дороже, чем удерживать текущих.
Поэтому преимущество платформенного решения, на котором уже есть готовые и опытные сотрудники, неоценимо в текущей гонке за кандидатом. Традиционные модели привлечения персонала не могут конкурировать с платформой, которая за счет «цифрового плеча» может дотянуться до тысяч проверенных работников по всей стране, без дополнительных затрат, о которых говорилось выше.
В конце встречи участники подвели итоги. Все согласились с тем, что:
1. рынок массового персонала сегодня остается «кандидатским», и ситуация будет только ухудшаться.
2. Сотрудники в массовом сегменте ожидают хорошего отношения к себе от работодателя и уходят сразу, если им что-то не по душе.
3. «Ставки выше» – работает всегда.
Кто выиграет в этой борьбе? Те компании, которые сумеют грамотно использовать все каналы привлечения и обеспечить своим кандидатам «пятизвездочный» сервис на пути к работе.