В соцсетях и мессенджерах становится важен бренд СМИ
Читатели, в зависимости от возраста, выбирают наиболее удобные им способы получения информации. Например, аудитория в возрасте от 35 до 64 лет потребляет новости через агрегаторы. Молодёжь до 35 лет – через мессенджеры и соцсети. Чтение непосредственно на сайтах медиа (прямые заходы) варьируется от 25% (16-24 года) до 37% (45-64 года). У «молодёжного» способа потребления контента намечается тенденция, которая будет усиливаться в 2024 – эта аудитория всё больше выбирает в соцсетях и мессенджерах именно аккаунты СМИ, а не безымянные каналы. Это подтверждает статистика роста подписчиков в аккаунтах федеральных изданий «Лента.ру» и «Газета.Ru». За 2023 год число подписчиков Telegram-канала «Лента дня» с самыми актуальными новостями увеличилось на 25%, «Лента добра» с позитивными инфоповодами – на 160%, «Газета.Ru» – на 69%.
Владимир Тодоров, главный редактор «Ленты.ру», директор по развитию медиа Rambler&Co: «Над аккаунтами изданий в соцсетях и мессенджерах работает отдельная профессиональная редакция, и зачастую там бывает совершенно отличный от сайта контент. В сочетании с уникальными визуальными решениями и языком, молодая аудитория воспринимает как отдельные СМИ, а известный бренд выгодно выделяет их среди анонимных источников в соцсетях и мессенджерах».
СМИ – самый стабильный источник информации
На протяжении всего 2023 года аналитики фиксировали изменения уровня потребления разных источников информации в зависимости от интереса к общему новостному фону. Например, просмотр ТВ колебался вверх-вниз в пределах 3%, мессенджеров – 4% и социальных сетей – 6%. При этом чтение новостей на сайтах СМИ оставалось самым стабильным в прошлом году – медиапотребление менялось в пределах погрешности (всего +/-1%), что говорит о лояльности и постоянстве аудитории, а также о важности верифицированной информации.
Рост развлекательных тематик
В сравнении с предыдущим годом, в 2023 произошло снижение интереса к ряду охватных тематик. Деловые новости читали на 10 п.п. меньше, о политике – на 2 п.п. меньше, при этом обе темы остаются популярнее остальных. Наиболее стабильными к прошлому году остались категории: происшествия, новости в своем городе и спорт. К концу 2023 года аудитория возвращается к развлекательным тематикам: автомобильные новости, гороскопы, техника, необычные и забавные происшествия. Все они выросли в среднем на 2 п.п.
Согласно наблюдениям, в 2024 году в медиабизнесе ожидается рост развлекательного и социально важного контента, а также продолжится сегментирование аудитории по разным источникам медиапотребления в зависимости от возраста. Российские федеральные СМИ, включая онлайн-ресурсы медиахолдинга Rambler&Co развиваются в этих направлениях – создают отдельные редакции для соцсетей и мессенджеров, а также диверсифицируют их по различным тематикам (например, Telegram-канал «Лента добра» – для развлекательных новостей, «Лента дня» – для общественно-политических).
Исследование проводилось по собственным данным трекинга активности чтения новостной категории (2023, ежеквартальные замеры онлайн-опросы, репрезентация населения России в географии 0+, в возрасте 16-64, по фиксированным пересечённым квотам пола, возраста и географии, выборка каждой волны – 3 500 респондентов).