В этом году в рейтинг вошли 18 новых городов: Анапа, Ангарск, Армавир, Балаково, Бийск, Братск, Дзержинск, Комсомольск-на-Амуре, Нижнекамск, Норильск, Орск, Прокопьевск, Пятигорск, Рыбинск, Старый Оскол, Уссурийск, Шахты и Энгельс.
Москва и Санкт-Петербург оценивались вне общего зачета.
Топ-10 рейтинга выглядит следующим образом:
1. Пермь удерживает лидерскую позицию прошлого года.
2. Новокузнецк сохраняет второе место, как и в прошлом году.
3. Екатеринбург сохраняет «бронзу», как и в прошлом году.
4. Нижний Новгород (6-е место в прошлом рейтинге).
5. Казань (4-е место в прошлом рейтинге).
6. Кемерово (10-е место в прошлом рейтинге).
7. Волгоград (15-е место в прошлом рейтинге).
8. Самара (как и в прошлом рейтинге).
9. Ижевск (5-е место в прошлом рейтинге).
10. Мурманск (17-е место в прошлом рейтинге).
Из топ-10 выбыли Новосибирск и Красноярск. Как отмечают аналитики, Красноярск потерял позиции из-за временных ограничений в работе трамвайных линий. Новосибирску же дополнительных сложностей прибавляют низкий уровень централизации городских перевозок, а также невозможность интегрировать маршруты, обслуживаемые на принципах нерегулируемого тарифа, и метрополитен в единую тарифную систему.
Мурманск впервые вошел в десятку лидеров — по мнению экспертов SIMETRA, этот результат достигнут благодаря методичной «штатной» работе по улучшению системы общественного транспорта. Авторы отчета отметили плановость процесса обновления городом подвижного состава, а также четкое распределение функций систем транспорта и развитие перевозок на основе магистрального троллейбусного сообщения.
Санкт-Петербург, по количеству баллов располагавшийся годом ранее между Екатеринбургом и Казанью, уверенно занял бы второе место при условии участия столичных городов в общем зачете. Заслуженную позицию Северная столица смогла достичь по итогам полномасштабных преобразований общественного транспорта, которые заключались, в первую очередь, не в «маршрутной реформе», а в изменении системы управления наземным транспортом.
«При разработке этого рейтинга мы впервые использовали вместо немецкого программного обеспечения свое собственное решение, полностью российскую разработку RITM³. В то же время мы остаемся верны сложившимся традициям — как и в прошлые годы, география нашего исследования расширилась. Можно отметить, что абсолютное большинство городов с честью преодолело нелегкий период. Несмотря ни на что, страна последовательно совершенствует системы общественного транспорта, ведь это фундамент для успешного развития российских городов. Мы наблюдаем и бурное развитие электротранспорта — трамвай возвращает себе ключевую роль в транспортных системах, модернизация и развитие его инфраструктуры и подвижного состава занимает важное место в реализуемых планах российских городов», — говорит Владимир Швецов, генеральный директор ГК SIMETRA.
Ключевыми факторами, негативно влияющими на оценку систем общественного транспорта городов в этом году, стали ограничение работы электротранспорта и проблемы с магистральными маршрутами. Например, наиболее значительное падение отмечено для Саратова, где приостановленная на реконструкцию система трамвая временно сократила рациональность использования проездных билетов, действующих только в пределах системы электротранспорта.
Замыкающая в прошлом году рейтинговый список Астрахань смогла проделать значительную работу и подняться на восемь позиций. По состоянию на III квартал 2023 года работы с маршрутной сетью все еще остаются незавершенными, реализуются значимые мероприятия и по всем примыкающим фронтам работ от организации выделенных полос до тарифной системы. Продолжаются поставки подвижного состава, ведется непростая работа с перевозчиками: всего в процессе перевозок пассажиров задействовано более 220 индивидуальных предпринимателей и крупных автопарков.
В число городов с наименее качественными системами общественного транспорта вошли Ставрополь, Энгельс, Армавир, Владикавказ, Грозный, Комсомольск-на-Амуре, Шахты, Балаково, Уссурийск, Анапа.
Более подробно о рейтинге, анализируемых параметрах и каждом городе в отдельности (включая Москву и Санкт-Петербург) – в полной версии отчета.
О компании:
SIMETRA (ООО «Симетра групп») — центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования. Среди проектов компании — научно-исследовательские работы, выполненные с помощью математического моделирования транспортных и пешеходных потоков, создание комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) и схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ), прогнозы интенсивности движения для платных дорог. SIMETRA выполняла работы по созданию ПКРТИ для Челябинска, Алматы, Оренбурга, Краснодара, Грозного.
Ещё одно направление деятельности компании — разработка собственных ИТ-решений для стратегического и оперативного управления транспортными системами городов.