«Сколково» и ДОМ.РФ: продажи – самый оцифрованный сегмент девелопмента

Фонд «Сколково» совместно с ДОМ.РФ провели конференцию «Развитие информационных систем в жилищном строительстве», которая собрала ИТ-директоров крупнейших девелоперских и строительных компаний. Эксперты обсудили цифровые инструменты в строительстве, рассмотрели новейшие сервисы ДОМ.РФ для увеличения продаж застройщиков, а также представили первые результаты всероссийского исследования цифровизации девелопмента.

Директор по городским и строительным технологиям «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) Юрий Хаханов, который выступил модератором пленарной сессии, подчеркнул, что задача конференции заключается в том, чтобы собрать предложения от участников девелоперского и строительного рынков и наметить основные направления, в рамках которых будет развиваться цифровизация отрасли в 2025 году.

«Совместно с ДОМ.РФ мы приглашаем новых партнеров-девелоперов в "Сколково", так же как мы всегда приглашаем и стартапы. Как раз создание партнерского центра "ДОМ.РФ Технологии", резидента "Сколково", в том числе было нацелено на более открытое и тесное общение с участниками отрасли, с девелоперами, и мы будем это делать и дальше», — отметил Юрий Хаханов.

Он также сообщил, что на данный момент «Сколково» и ДОМ.РФ проводят исследование цифровой зрелости девелопмента. В ходе первого этапа удалось определить наиболее актуальные проблемы и драйверы в сфере цифровизации. Как отметил Юрий Хаханов, в части внедрения цифровых сервисов в этапы девелоперской деятельности самыми зрелыми являются продажи, эксплуатация и управление объектом. Тогда как остальные этапы нуждаются в более тщательной проработке и развитии соответствующих решений, подчеркнул модератор.

Он добавил, что 39% опрошенных участников называют главным фактором внедрения «цифры» улучшение взаимодействия с клиентами, а 30% – оптимизацию внутренних процессов. При этом среди барьеров цифровизации респонденты на первое место ставят высокую стоимость внедрения и решений (46%), далее в списке низкая цифровая культура (42%), отсутствие российских аналогов ПО и решений (38%) и дефицит квалифицированных специалистов (38%).

И.о. генерального директора «ДОМ.РФ Технологии» Александр Лукьянов рассказал о работе Единой информационной системы жилищного строительства наш.дом.рф, где собраны продукты и сервисы для государства, граждан и бизнеса. Информацию о строящихся объектах жилой недвижимости здесь ежедневно размещают 4,3 тыс. компаний (12 тыс. домов), с помощью системы с застройщиками взаимодействует 3 тыс. государственных органов.

Сервис ежемесячно посещает более 700 тыс. граждан, которым доступен каталог новостроек, сервисы проверки и сравнения жилья, а также меры поддержки, которые применяются в регионах страны. А для бизнеса на платформе представлено более 40 сервисов, в том числе формирование электронных документов в строительстве, взаимодействие с госорганами и программные интерфейсы для автоматизации процессов.

Говоря о применении в строительстве инноваций, спикер затронул технологии информационного моделирования (ТИМ), по которым на базе ДОМ.РФ создан центр компетенций, и искусственный интеллект (ИИ). С 1 июля 2024 года ТИМ уже стал обязательным при проектировании, а с 1 января 2025 года будет обязательным при строительстве по 2014-ФЗ, сообщил Александр Лукьянов.

Что касается ИИ, то его вклад в строительство к 2028 году оценивается в 1 трлн рублей. «Все вместе мы должны подумать, какие именно ИИ-решения необходимы рынку, а мы готовы выступить независимым арбитром и владельцем такого отраслевого хранилища. Сейчас ДОМ.РФ разрабатывает архитектуру хранилища больших данных и моделей искусственного интеллекта для отрасли девелопмента, в рамках нацпроекта “Экономика данных” как раз такие хранилища предусмотрены для каждой отрасли», — отметил Александр Лукьянов.

Наработками в области цифровизации также поделился ведущий федеральный девелопер. Как сообщила директор по стратегическому развитию ПИК Елена Степанова, компания одной из первых на рынке начала цифровизацию и продолжает оцифровывать сервисы как для розничных покупателей, так и для B2B-сегмента. В частности, для физических лиц автоматизируются процессы продаж, в том числе ипотека с полным цифровым циклом сделки - уже оформлено электронных накладных на общую сумму порядка 5 млрд рублей. Для застройщиков и девелоперов введен сервис «Финч» (в реестре отечественного ПО Минцифры), который позволяет полностью автоматизировать процесс ипотеки за счет формирования единой цифровой заявки для всех банков.

«Я бы сказала, что сейчас на рынке недвижимости происходит декомпозиция. С одной стороны, это значительные изменения многих процессов для застройщиков, но с другой, это море возможностей. У нас достаточно много посевов на следующий год в разработке. И мы видим, что все, что связано с цифровыми сервисами углубляется и развивается», — заключила Елена Степанова.

Тематики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: маркетинговые исследования, мероприятия Москвы, автоматизированное проектирование, Сколково, Искусственный интеллект, ДОМ.РФ, цифровизация, Автоматизация промышленности