Игровая индустрия за последние 1,5 года значительно переформатировалась: сменились лидеры среди игровых компаний, усилился интерес и к играм, и к геймификации со стороны неигровых корпораций (банки, ритейл, телеком, медиа), оживает движение начинающих инди девелоперов и поддержки для них.
Участники обсудили вопросы, влияющие на развитие индустрии в стране: «Диалог государства и игровой отрасли», «Развитие игровой индустрии и бизнеса игровых компаний», «Запрос крупного бизнеса к игровой индустрии», «Создание и развитие технологий для игровой отрасли».
Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям Фонда «Сколково»: «“Сколково” способствует развитию технологического блока в компаниях креативных индустрий, и обладает компетенциями в развитии игровых проектов: от акселерации начинающих инди-команд до сборки комплексных кросс-отраслевых проектов.
Мы прокачиваем нашей экспертизой и неигровые корпорации, которые хотят с этой индустрией работать: банки, ритейл, телеком, медиа. Помимо этого, вокруг “Сколково” собрано сообщество бизнес-ангелов, которые приходят к нам с запросами на инвестирование в игровые проекты. По данному направлению мы аккумулировали уже порядка 600 проектов».
Марьям Карпова, руководитель проекта «Начни игру» АНО «Россия – страна возможностей» рассказала о мерах поддержки, которые оказываются молодым специалистам: «Созданная геймифицированная платформа позволяет на реальных задачах попробовать себя в профессиях индустрии игр уже с 14 лет, а уже сработавшимся командам дает возможность презентовать игровые разработки, найти инвестора или работу своей мечты. Сегодня финалисты первого сезона работают в ведущих отечественных игровых студиях, развивают свои геймдев-сообщества в российских регионах и готовятся к релизам. За два сезона интерес к игровой сфере проявили свыше 170 тысяч человек – и мы понимаем, что это не предел!».
В рамках конференции, в зоне шоукейса были представлены проекты финалистов акселератора игровых проектов конкурса «Начни игру», оператором которого выступил Фонд «Сколково».
Участники сессии обсуждали не только внутренний рынок, но и потенциал выхода на международные рынки.
Олег Доброштан, бренд-директор Astrum Entertainment: «Одна из важнейших задач игровой индустрии сейчас - увеличивать количество и качество проектов. На текущем этапе их не так много, чтобы закрывать все потребности российских игроков. А российские игроки — это очень платежеспособная аудитория, готовая много играть и хорошо платить. Рынку надо больше игр. Причем игр в разных жанрах, сеттингах и направлениях. И мы считаем этот запрос отличной возможностью для всех, кто на рынок выходит. В том числе и для инди- разработчиков».
Лили Шерозия, главный продюсер медиаплатформа «Смотрим» (ВГТРК), рассказала, как медиа индустрия смотрит на игры: «Медиа индустрия взаимодействует с играми плотнее, чем вы можете себе представить. Например, мы регулярно используем мини-игры как маркетинговый инструмент - и для продвижения новых тайтлов – сериалов и кино - и для удержания интереса лояльной фан-базы к проектам, например, между сезонами. Внимательно следим, какие проекты в игровом мире обрастают сплоченными коммьюнити. Самое интересное и перспективное, но при этом сложное направление, несомненно — это трансфер игровых IP в художественные форматы или, проще говоря - экранизации. В случае успеха это, конечно, 100% win-win ситуация: вспомним хотя бы Last of Us или посмотрим на недавний релиз студии Blumhouse - Five Nights At Freddy’s - к этим проектам был высокий зрительский интерес. Одни зрители пришли на историю, не зная про игру, и сели впоследствии играть, увеличив тем самым продажи игр, другие, напротив, играли-играли, а тут пришлось купить подписку на платформу или билет в кино, и посмотреть, как их любимые герои живут на экране. Мне кажется, наши миры могут еще много дать друг другу».
Александр Павлов, генеральный директор РФРИТ: «Мы рассматриваем игровую индустрию в нескольких разрезах: во-первых, с точки зрения потенциала экспорта и каналов доведения экспортной продукции. Следующий пункт, который рассматривался фондом, это наш российский игровой движок в разрезе обеспечения технологического суверенитета. Как фонд, мы направили большую часть своих ресурсов на замещение зарубежных разработок».
В ходе дискуссии эксперты подняли вопрос пиратства, с которым сталкивается игровая индустрия, а также рассказали, каким проектам на данный момент отдается предпочтение в плане финансирования.
Валерия Брусникина, управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain: «В игровой индустрии в 4 раза сократилось количество легальных игр, а средний чек вырос до 6-6.5 тыс. рублей. По различным опросам 70% игроков играют в нелегальные игры. А общий объем пиратства в гейминге сейчас оценивается в 30 млрд рублей. Таким образом, вопрос пиратства сейчас стоит довольно остро и его нужно решать совместно с государством, инструменты, в первую очередь технологические, для этого точно есть».
Алексей Гореславский, генеральный директор ИРИ: «Мы хотим вкладывать в проекты с социальной значимостью, такие как продвижение российских ценностей, культуры, образования. Мы рассматриваем все проекты, которые к нам приходят, но понимаем, что лучше вкладываться в более зрелые проекты, которые имеют концепцию и хорошую команду».
Эксперты сошлись во мнении, что индустрия находится в активной стадии переборки. По их оценкам, сейчас открывается окно возможностей для запуска новых бизнес направлений и инвестирования в индустрию компьютерных игр.