В Петербурге разработали сервис, который повысит частоту выявления онкологических заболеваний

Врачи общей практики, фельдшеры и терапевты смогут чаще выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях с помощью нового цифрового решения. Его разработкой занимаются IT-специалисты компании «ТехЛАБ» (г. Санкт-Петербург).

Онкологические заболевания занимают второе место в структуре смертности населения России, однако из-за того, что они с трудом выявляются на ранних стадиях, злокачественные новообразования становятся особенно коварны. Так, если рак выявлен на четвертой стадии, то средняя пятилетняя выживаемость составляет 10%, тогда как своевременная диагностика онкологического заболевания на первой стадии и его эффективное лечение значительно увеличивают этот показатель – вплоть до 85–90%. Поэтому раннее выявление рака становится залогом успешного лечения онкопатологии.

Цифровое решение, предназначенное для повышения частоты выявления онкологических заболеваний, представили специалисты IT-компании «ТехЛАБ» (г. Санкт-Петербург), разработчика сервисов цифрового здравоохранения.

«Поскольку количество выявляемых случаев онкологических заболеваний ежегодно растет, то и увеличивается нагрузка на непрофильных медицинских специалистов: терапевтов, фельдшеров, врачей общей практики. Именно им важно первыми формулировать подозрения на злокачественное новообразование (ЗНО) на основе присутствующих у пациента симптомов. Помочь им в этом призван наш сервис, основанный на данных доказательной медицины и алгоритмах непрерывного машинного обучения», – рассказал Александр Шаповалов, директор «ТехЛАБ».

Основа решения была разработана несколько лет назад: в качестве научного базиса послужили «Алгоритмы раннего выявления онкологических заболеваний», утвержденные Минздравом РФ. В настоящий момент специалисты компании усовершенствовали сервис, применив алгоритмы машинного обучения и в том числе так называемое обучение с подкреплением. Разработка решения соответствует ключевым инициативами федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

«С точки зрения пользователя, сервис работает следующим образом: врач в ходе сбора анамнеза отмечает жалобы пациента в специальной электронной анкете (именно на нее больше всего похож интерфейс сервиса), и, если они соответствуют определенному набору научно-доказанных предикторов развития того или иного вида рака, сервис предложит врачу «проявить настороженность» – назначить этому пациенту дополнительные исследования. В этом состоит задача сервиса: искусственным образом «поднять» в списке группу этих диагнозов и обратить на них внимание медицинского специалиста, причем с минимальными издержками для его времени и внимания», – описал механизм действия сервиса Михаил Кауфман, директор проектов здравоохранения «ТехЛАБ».

Кроме того, сервис потенциально способен отследить судьбу пациентов после их приема у терапевта или фельдшера: подтвердилось ли подозрение и выявлен ли рак на ранней стадии. Такая информация многократно повышает точность выявления рака у будущих пациентов.

Эксперты подчеркнули, что такие решения в первую очередь предназначены для терапевтов и врачей общей практики, то есть неспециалистов в онкологии, которые, несмотря на иной профессиональный профиль, с помощью сервиса смогут как можно раньше заподозрить возможное онкологическое заболевание и назначить дополнительные диагностические исследования.

Это позволит повысить частоту выявления онкологических заболеваний на ранней стадии, а значит, и эффективность назначенной терапии, что положительно отразится на повышении качества и продолжительности жизни.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Информационные технологии в здравоохранении