В 1960-е годы Владимир Арлазаров и его коллеги из Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) занялись разработкой программы, которая смогла бы решать интеллектуальные задачи. Специалисты остановились на шахматах, поскольку в этой игре было возможно четко определить, как именно играет программа.
В 1967 году ученые провели первый международный матч с коллегами из Стэнфордского университета. Программа ИТЭФ победила со счетом 3-1, продемонстрировав достижения СССР в сфере ИИ. Впоследствии алгоритмы легли в основу программы “Каисса”, получившей такое названная в честь богини шахмат.
Первый чемпионат мира по шахматам среди компьютеров состоялся в августе 1974 года в столице Швеции. Участие в первенстве приняли программы из восьми стран мира, а за ЭВМ «ходили» представители команд, получавшие информацию о ходах машин по телефону. «Каисса» обыграла всех четырех своих соперников и стала первым чемпионом мира по шахматам среди шахматных программ, закрепив за советской наукой мировую славу.
В дальнейшем все новшества «Каиссы» стали широко применяться в шахматных программах и других технологиях, использующих искусственный интеллект. Одной из областей применения стали современные системы распознавания, верификации и аутентификации документов.
Как признается создатель «Каиссы», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор по науке Smart Engines Владимир Львович Арлазаров, технологии того времени проложили путь к новым научным открытиям в области автоматизации процессов человеческой жизни. В настоящее время алгоритмическая школа используется для решения задач компьютерного зрения, например, для распознавания документов.