Проекты CBDC в странах БРИКС находятся как минимум на стадии прототипа, а в некоторых уже достигли этапа пилота. На нем выявляются проблемы с концепцией и актуальностью конкретной цифровой валюты в контексте той или иной страны.
Павел Новиков, Директор Sk Fintech Hub: «24 июля Президент России подписал закон о внедрении цифрового рубля и создании соответствующей электронной платформы. Мы в своем исследовании постарались разобраться в том, как каждая из стран проводит реализацию своих проектов, кого привлекает к ним, в каких целях собирается внедрять CBDC. Цифровые валюты потенциально могут обеспечить финансовый суверенитет стран и стимулировать рост ВВП через развитие новых торговых и экономических связей и реализацию инновационных бизнес-моделей».
Согласно исследованию, среди членов БРИКС наблюдается высокий интерес к трансграничным платежам. Эксперты прогнозируют интеграцию стран-партнеров и стран-соседей в экономические и финансовые системы альянса, базирующиеся на проектах CBDC. Кроме того, в контексте масштабных трансформаций мировой экономики возникает гипотеза о возможности создания наднациональной цифровой валюты БРИКС. Данную концепцию поддерживают лидеры стран объединения, так как она представляется перспективным направлением развития. По предположению экспертов, единая цифровая валюта не будет CBDC в прямом смысле: страны не будут отказываться от национальных валют и оставят при себе свои центральные банки. Однако для разработки данного проекта будут использованы практики и технологии, осваиваемые и используемые в создании CBDC стран альянса.
Павел Новиков, Директор Sk Fintech Hub: «Мы наблюдаем формирование новых центров силы: объединение БРИКС представляет собой более 40% населения нашей планеты и составляет около 30% прироста мирового ВВП. Для обеспечения экономического взаимодействия и роста каждой из стран-участниц необходимо усиление интеграции. Важным шагом в этом направлении является создание цифровых валют центральных банков, что способствует унификации и расширению экономического пространства. Цифровые валюты имеют потенциал обеспечить финансовый суверенитет стран и стимулировать рост ВВП через развитие новых торговых и экономических связей, реализацию новых бизнес-моделей. Однако успешное внедрение цифровых валют требует объединенных усилий и взвешенных решений со стороны всех стейкхолдеров».
Появление единой валюты БРИКС может смягчить санкции, а также снизить зависимость мировой торговли и глобальной финансовой системы от доллара. В то же время общая валюта может усилить монетарный суверенитет стран объединения, обеспечивая им больший контроль над их внутренней и внешней монетарной политикой, стать центральной расчетной единицей между странами, значительно оптимизировать издержки трансграничных расчетов между ними и упростить интеграцию стран, имеющих с членами БРИКС большой товарооборот при сложных политических отношениях.
С 2022 года в России выполняются тестовые сценарии прототипа платформы цифровой валюты. Уже протестировано более 40 различных функций платформы и проверена готовность систем банков к взаимодействую с ней. 13 из 15 банков, принявших участие в тесте, вместе с ЦБ будут проводить пилотный запуск на реальных клиентах.
Новая форма рубля — в первую очередь продукт взятого Россией курса на развитие цифровой экономики. Среди основных задач российской розничной CBDC: повышение прозрачности, снижение издержек и улучшение скорости, эффективности переводов, а также обеспечение безопасности экономики страны. Полная прозрачность при распределении бюджета позволит более эффективно использовать средства государства, переход к цифровому рублю должен сохранить стране значительный объем денег в долгосрочной перспективе.
Китай в 2020 году начал тестирование и реализацию пилотного запуска проекта, участниками которого стали 20 субъектов с населением более 270 млн человек. В результате, в январе 2023 года в экономике Китая циркулировало 13,61 млрд цифровых юаней (2 млрд долларов), что составило 0,13% от объема юаня в обращении по стране. При этом в период с 2022 по 2023 год цифровой юань стал на 15% популярнее.
ЮАР имеет четкое видение роли цифровой валюты в своей экономике и финансовой системе. В 2021 году страна запустила первый проект по тестированию межбанковских операций, в котором приняли участие ЦБ ЮАР и восемь банков страны. В течение пилота система смогла обработать средний ежедневный объем межбанковских операций (70 тыс.) за 2 часа. Кроме того, ЮАР рассматривает разные подходы к CBDC.
Индия в 2022 году инициировала проект Цифровая рупия. Участие в проекте приняло 15 городов, а также финансовые организации, среди которых четыре крупных индийских банка. Цифровая рупия, в отличие от многих других проектов CBDC, сразу проектировалась в двух формах: оптовой и розничной. В ходе проекта e-RUPI граждане могли получать электронные ваучеры в виде SMS и QR-кодов. На данный момент пилот розничной цифровой рупии охватывает более 50 тыс. граждан и более 10 тыс. предприятий разного размера, включая крупнейшую сеть ритейла в стране.
Работа над цифровым бразильским реалом началась после первых пилотных запусков цифрового юаня. Это позволило бразильскому правительству выявить возможные проблемы при реализации розничной CBDC еще до того, как была опубликована концепция цифрового реала. В 2023 году Бразилия запустила тестирование цифровой валюты, участие в котором приняли бразильская криптовалютная биржа Mercado Bitcoin и стартапы проекта LIFT Challenge. Была протестирована легальность взаимодействий с токенами цифрового реала на публичном блокчейне.
Полное исследование вы можете найти по ссылке (https://drive.google.com/file/d/1HYfcBQBkSSKL3-q0u7aJRX0TEi0rKXWS/view).