Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (ТФОМС МО) – некоммерческая организация, контролирующая объем, финансовое обеспечение и качество предоставления медицинской помощи застрахованному населению в Московской области, уже несколько лет использует в своей работе цифровую систему «Диспансеризация» от компании «Диджитал Дизайн». В ходе интервью с заместителем директора ТФОМС МО Вадимом Лукашовым мы узнали, когда и зачем было внедрено решение, и как оно помогает Фонду достигать поставленных целей по вопросу диспансеризации населения сегодня.
– Расскажите, пожалуйста, как организована работа в системе?
– Система автоматизирует взаимодействие специалистов, работающих по вопросам организации диспансеризации населения. Это сотрудники ТФОМС МО, страховые компании и медицинские организации. Система позволяет нам вести единый перечень застрахованных лиц (ЗЛ), проходящих диспансеризацию и находящихся под диспансерным наблюдением в медучреждениях. Таким образом, мы можем регулярно отслеживать динамику состояния здоровья пациентов, своевременно выявлять и предупреждать обострения заболеваний. В подсистеме хранятся справочники страховых и медицинских организаций, сотрудников ТФОМС, медицинских услуг, исходов заболеваний, международных классификаторов болезней; информация о типах диспансеризации и другие полезные данные для ускорения работы специалистов. Всё это можно быстро выгружать в аналитические и статистические отчеты.
– Как вы пришли к решению по автоматизации рабочих процессов?
– Прежде всего необходимость создания такого информационного ресурса продиктована Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н. Также не стоит забывать, что основной задачей цифровой трансформации является уход от бумажного учета и переход в цифровое взаимодействие.
Благодаря внедрению системы «Диспансеризация» наши сотрудники перешли в многофункциональное рабочее пространство, где все участники ОМС могут быстрее взаимодействовать и находить необходимую информацию. Хранение информации стало централизованным, и были соблюдены все требования действующего законодательства в сфере ОМС.
– Насколько активно используется система после внедрения? Можете поделиться с нами статистикой?
– Да, конечно. Сейчас у нас в системе 362 медицинские организации, 5 страховых компаний и более 5,3 млн застрахованных лиц, из которых в 2021-м году диспансеризацию и профилактические осмотры должны были пройти почти 2 миллиона человек. Цифры говорят сами за себя.
– Ранее вы затронули вопрос о безопасном обращении с информацией. А как именно в системе организована работа с конфиденциальной информацией?
– В системе «Диспансеризация» используются двухэтапная идентификация, разграничения доступа к информации и комплекс других мер, направленный на защиту данных. Всё это соответствует требованиям Приказа ФСТЭК от 18.02.2013 № 21 и Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Информация защищена по ГОСТу 34.10, ГОСТу 34.11 и ГОСТу 28147.
– Система «Диспансеризация» используется не только в Московской области. Расскажите, пожалуйста, в чем её особенность именно в ТФОМС МО?
– В нашей системе реализована онлайн-интеграция с сервисом предоставления данных о застрахованных лицах Регионального сегмента Единого регистра застрахованных по ОМС – так мы всегда поддерживаем базу в актуальном состоянии. Такое решение помогает нам проверять на актуальность информацию о принадлежности граждан к региону страхования, страховой медицинской организации и медицинской организации, к которой прикреплён пациент. Это важно при контроле списков диспансеризации и профилактических осмотров, а также списков диспансерного наблюдения.
Также у нас реализована сложная система отчетности, полностью адаптированная под наши задачи. Например, сейчас одним нажатием кнопки можно сформировать отчет о выполнении плановых показателей медицинскими организациями по диспансеризации и профилактическому осмотру. В отчет включаются сведения за год о плане проведения процедуры, количестве новых застрахованных лиц и факте прохождения процедуры застрахованным лицом – все данные, необходимые нам для быстрого анализа информации.
– Работа по внедрению системы в ТФОМС МО началась в 2019 году. Что изменилось в ней за это время?
– Изначально при написании технического задания мы знали, что система должна легко масштабироваться и быть готовой к возрастающей нагрузке. За это время был изменен процесс обработки загружаемых файлов, добавлены новые справочные данные и изменена структура имеющейся информации о профилактических осмотрах. Была реализована дополнительная функциональность, позволяющая отображать статус загрузки или скачивания файла без блокировки работы пользователя в системе. Благодаря таким изменениям мы систематизировали хранение данных и усилили контроль за исполнением плановых показателей. Также мы увеличили количество «журналируемых» действий пользователей и истории изменений.