Ещё несколько лет назад крупный бизнес всегда строил ИТ-инфраструктуру на основе максимально надежного и производительного оборудования и ПО. Как правило, за основу брались RISC-серверы и программные продукты от крупнейших мировых производителей. Это были мейнфреймы на основе процессоров архитектуры Power, SPARC и других, а основными базами данных были Oracle Database и IBM DB2. Однако с развитием процессоров Intel, усилением влияния Linux и прочих открытых программных продуктов появились комплексы, практически не уступающие мейнфреймам в надежности и быстроте восстановления системы, а у большинства проприетарного enterprise-ПО появились бесплатные аналоги, имеющие активную поддержку со стороны крупных сообществ энтузиастов. Данный подход в полной мере распространяется и на программное обеспечение.
Все большую популярность набирают такие базы данных с открытым исходным кодом, как MySQL, PostgreSQL, а также свободные продукты на основе Java и открытые дистрибутивы ОС Linux. Несмотря на то, что в случае с использованием открытого ПО зачастую приходится нанимать отдельного системного администратора для обеспечения стабильности работы ИТ-систем, оплата его труда обходится дешевле, чем покупка множества лицензий и дорогостоящее обслуживание RISC-оборудования.
Сегодня сроки миграции на x86 даже очень крупных инфраструктур сократились до полутора лет, однако многие сложности, вызывающие недоверие клиентов, все еще остались. Например: программное обеспечение, работающее в UNIX-среде мейнфрейма, написано на языках типа Cobol, и при переезде в Linux-среды серверов x86 может возникнуть несовместимость версий ПО, написанных для разных сред. Это касается баз данных, а ведь именно они часто являются той критически важной составляющей инфраструктуры, о которой заботятся в первую очередь.
По сути, сегодня существует условное разделение серверов стандартной архитектуры на два сегмента: обычные (business critical) и уровня мейнфрейма (mission critical). Говоря о вторых, мы видим, что не настолько важно, на какие именно серверы происходит миграция – большинство подобных машин от ведущих мировых производителей построены очень качественно, с большим запасом надежности и поддержкой всех современных технологий.
В секторе x86- мейнфреймов также есть свои ключевые игроки. Одним из них является бренд Bull, не так давно приобретенный компанией Atos. Bull давно и хорошо известен своими высокопроизводительными мейнфреймами RISC-архитектуры, однако с развитием процессоров стандартной архитектуры и значительным увеличением объемов оперативной памяти, Bull пришел к выпуску x86-мейнфреймов высочайшего класса под маркой bullion, которые рассматриваются Gartner как единственный зрелый игрок на арене футуристических технологий серверов, а исследовательская компания Forrester назвала bullion «примером для подражания». На сегодняшний день в линейку bullion входят четыре модели (S2,S4,S8,S16 – цифра обозначает количество процессоров Intel Xeon E7), которые могут масштабироваться с 48ГБ до 24ТБ памяти и являются единственным на сегодня x86-мейнфреймом с возможностью поддержки до 16 CPU (до 288 ядер).
Однако миграцию унаследованных приложений зачастую провести куда сложнее, чем выбрать подходящую серверную платформу, ведь от этого может зависеть успешность всей миграции на x86 в целом. Поэтому разработчики Atos создали программное решение, которое способно облегчить миграцию приложений из UNIX-среды в системные среды Linux x86. Речь идет о пакете Liber.
Национальный фонд семейных пособий Франции (CNAF) в мае 2016 года завершил масштабную миграцию при помощи Atos Liber, которое стало решающим фактором при выборе поставщика. ИТ-инфраструктура фонда была переведена с мейнфреймов IBM z/OS и Bull GCOS8 на серверы стандартной архитектуры x86 Bull bullion и программное обеспечение с открытым исходным кодом, работающее на базе ОС Linux и СУБД PostgreSQL. Поскольку серверы размещаются на двух площадках, основная задача состояла в том, чтобы перенести 13,5 миллионов строк кода из одного информационного пространства в другое, с поддержанием ISO-функциональности и обеспечении непрерывности обслуживания таких приложений, как Cristal и SDP, которые управляют пособиями и данными получателей, обеспечив сохранность конфиденциальных данных.
В связи с использованием batch производительность ИТ-инфраструктуры увеличилась на 30%. Чтобы вместить ежегодный прирост документации (от 15 до 20%), связанной с деятельностью Национального фонда семейных пособий, нужно просто добавить стойки в шкафах. В качестве примера: на 1 января 2016 года в категории «страховая премия» с момента её запуска было записано 1,5 миллионов новых бенефициаров. В настоящее время инфраструктура способна каждый день осуществлять более 120 миллионов транзакций и 3 миллиарда запросов SQL. Такая модернизация приведет к экономии в размере 20 миллионов евро в течение года, возврат инвестиций произойдет в течение чуть более года.
Сам пакет Liber включает в себя четыре самостоятельных инструмента:
Liber apps – полноценный инструмент перевода и транслятор Cobol, позволяющий трансформировать прежний код и перейти на Cobol85, C++ и Java, а затем компилировать программы на Linux. Переведенные программы работают точно так же, как оригинал и поддерживают оригинальные форматы памяти для хранения данных и точной совместимости с другими инструментами и программами.
Liber batch – JCL-среда и пакетный транслятор мейнфрейма на Linux. Данная система инструментов и программ, написанных на Java, предназначена для обработки "рабочих мест" в системах ОС Linux, что включает в себя текстовый драйвер JCL, инициирование пакетных заданий, мониторинг, запись, архивирование, управление ошибками и т.д. в формальной и последовательной манере.
Инструмент работы с базами данных Liber db поставляется как услуга для управления миграцией с устаревших реляционных баз данных мейнфреймов, таких как Oracle, DB2 и SQL Server, на базы данных с открытым исходным кодом, например, на PostgreSQL.
И, наконец, ПО Liber tp – представляет собой систему обработки транзакций на основе Enterprise Java, которая может быть развернута с использованием любого сервера приложений Java EE (JEE). Liber tp позволяет выполнять программы, написанные на Cobol и Java, полностью сохраняя транзакционную логику и контекст (TPR цепочки, транзакции и откат и т.д.) исходного приложения IBM для мейнфрейма. Стоит отметить, что пакет Liber может поставляться также в виде предварительно протестированного и сконфигурированного программно-аппаратного комплекса класса мейнфреймов на базе серверов Bull bullion x86, включающего в себя сервер, систему хранения, операционную систему одной из версий Linux, базы данных PostgreSQL и полный набор ПО и услуг Liber.
Миграция с проприетарного ПО в среде мейнфрейма – сложная и трудоемкая задача. Но главным фактором была и остается надежность вновь созданной системы при увеличении потенциала по сравнению с предыдущей платформой. Современные серверы bullion стандартной архитектуры в сочетании со свободным ПО позволят извлечь максимальную выгоду из миграции – как в технологическом, так и в экономическом плане.