Исследование проводилось при поддержке Ассоциации российских банков и было направлено на определение потенциала облачных технологий в финансовой отрасли России.
Большинство опрошенных экспертов рассматривают облака как инструмент сокращения издержек и оптимизации. При этом наиболее востребованы «облака» в крупных розничных банках. Почти в каждом втором таком банке облачные технологии рассматриваются при обсуждении IT-проектов и даже являются предпочтительным выбором при прочих равных (в целом по отрасли этот показатель составляет 39%, по корпоративным банкам – 27%, вне ТОП-100 – только 14%).
При этом глубина проникновения облачных технологий в банковские процессы в России в 2-3 раза меньше, чем в целом по миру, хотя экономически банковский сектор готов к облачному буму: при оценке текущего финансового положения своего банка 61% сотрудников говорит о том, что ситуация «скорее хорошая» и «очень хорошая». Да и ожидания вполне позитивны: в сумме 56% полагают, что финансовое положение их банка в ближайшие три года станет лучше и только 5% склонны прогнозировать продолжение спада.
Технические возможности также не являются ограничением для внедрения облачных сервисов, особенно в банках первой сотни, более критичным является готовность существующих бизнес-процессов. По сути, в полной мере готовы к облакам только банки ТОП-10, для которых данный формат становится привычным.
Примечательно при этом, что респонденты из банков, где есть практика использования облачных сервисов, уверены, что подключиться к ним просто (64%, среди не пользовавшихся – только 33%), т.е. миф о сложности подключения банков к облакам для вовлеченных перестает быть актуальным. Развенчан и другой миф – несмотря на то, что традиционно облачные технологии ассоциируются с публичными сервисами, такими как почта, хранилище данных или платформенные инфраструктуры, уже для более чем трети (32%) экспертов «облака» - это бизнес-приложения.
Актуальным остается лишь миф о небезопасности хранения данных в облаках. Так, три четверти опрошенных считают, что использование облачных сервисов сопряжено с рисками. Впрочем, опыт использования облачных решений улучшает восприятие их безопасности - среди тех, кто использует "облака" сомневающихся в их безопасности на четверть меньше.
«Участие НАФИ в первом в России исследовании такой сложной предметной области как облачные бизнес-приложения стало для нас интересным опытом с определенной спецификой. В частности, труднодоступная целевая аудитория, применение комплекса количественных и качественных методов, а также необходимость учитывать международный исследовательский опыт и сопоставлять ключевые вопросы с международной методологией», — рассказала Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ.
«В современных условиях банкам приходится прикладывать большие усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекать новых клиентов. По прогнозам, в ближайшие 10 лет 90% банковского бизнеса ждет переход в цифровую среду. И одной из основных целей банка является развитие современных систем - повсеместное «единство» для пользователя всех аспектов коммуникации - визуальных решений, навигации и доступа к сервисам. Ответом на это могут стать и облачные технологии», — считает Эльман Мехтиев, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков.
«Банковский сектор всегда был одним из самых консервативных во всем, что касается передачи сторонним компаниям каких-либо внутренних данных и аутсорсинга бизнес-процессов, однако в последние годы ситуация меняется - в 2015 году финансовый сектор в России занимает прочное второе место по использованию облачных технологий, уступая лишь капиталоемким индустриям. При этом на Западе технологию осваивают уже на самом высоком уровне - ярким примером служит ЦБ Австрии, который наладил сбор отчетности по унифицированным формам на облачной платформе. И в России сейчас мы отмечаем и рост доверия к «облакам». Так, переведя один из процессов в компании на облачные сервисы, специалисты выбирают их и для других задач в 2 раза чаще, ведь облачные технологии позволяют при меньших вложениях получить более эффективные решения. Именно поэтому мы считаем, что у облачных технологий в нашей стране – большие перспективы», — Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ.
Методология сбора данных состояла из двух частей – экспертный опрос представителей банков, работающих на российском рынке - 30 интервью, были опрошены сотрудники, ответственные или принимающие участие в процессе выбора программных продуктов для организации работы компании, а также количественный онлайн опрос представителей финансовых организаций – 250 респондентов (средний и высший менеджмент). В состав респондентов вошли представители из ТОП 10, ТОП 30, ТОП 100 банков по всей России.