Обеспечить качественную доставку телесигнала весьма непросто, а если ставить перед собой цель – достичь максимального SLA, задача превращается в настоящий вызов, так как такое качество возможно только при наличии полноценного резервирования всех элементов инфраструктуры.
При доставке телесигнала со спутника или по открытым интернет-каналам это невозможно в принципе, так как возникает слишком много внешних факторов, на которые невозможно повлиять. Даже при доставке по оптическим, но незарезервированным каналам связи, доступность телесигнала может заметно опускаться.
Выступая на форуме в рамках CSTB`2021, директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин рассказал, каким образом удалось построить платформу наземной доставки, обеспечивающую максимальную доступность телеканалов. Он отметил, что высокое качество доставки телесигналов базируется на нескольких составляющих: инфраструктуре, резервировании, технологиях и мониторинге.
Проект «Медиалогистика» работает на инфраструктуре MSK-IX – компании, которая уже 25 лет обеспечивает высокое качество сети, предъявляя к ней самые высокие требования по надежности. Сеть MSK-IX построена с двукратным запасом пропускной способности, что позволяет платформе «Медиалогистика» передавать по ней телеканалы в любом разрешении – от SD до 4K – без потери качества. «Это более дорогое решение, но ради качества компания идет на дополнительные инвестиции в то, чтобы пропускная способность сети была достаточной для доставки телесигналов даже в часы пиковых нагрузок», – отметил Григорий Кузин.
Способствует повышению качества и то, что в компании MSK-IX внедрена система приоритезации трафика. Благодаря этому телесигналы в «Медиалогистике» доставляются приоритетным образом даже по каналам передачи данных, в которых могут случаться всплески трафика.
Еще один метод обеспечения максимального SLA – резервирование каналов связи не только по максимальной пропускной способности, но и по маршрутам доставки ТВ-сигналов. Например, в «Медиалогистике» используется оптика до Новосибирска, проложенная разными подрядчиками альтернативными маршрутами. Если на одном канале связи возникнут какие-либо проблемы, телесигналы пойдут по альтернативному маршруту. Здесь важно сделать оговорку, что такое качество гарантировано на более чем 40 собственных узлах «Медиалогистики», которые расположены во всех федеральных округах России.
Резервируются не только каналы, но и ядро самой платформы. Основное ядро сети находится в Москве на площадке ММТС-9 в котором расположен дата-центр компании MSK-IX – M9.Plus. Но есть еще и резервное ядро, которое расположено в дата-центре Курчатовского института.
Наиболее сложная задача – обеспечение качественной доставки телесигнала на сверхбольшие расстояния, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока, дистанция между которым и составляет 9,6 тыс. км. Особенно сильно эта проблема проявилась при доставке телеканалов в формате 4K с кодеком H.265. Этот кодек оказался гораздо более чувствительным к потере пакетов данных при передаче на сверхбольшие расстояния. Чем длиннее оптоволоконный канал связи, тем выше вероятность потери некоторых пакетов данных, что в итоге может отразиться на качестве изображения. А по мере удаления от Москвы количество волоконно-оптических линий сокращается, а общая канальная емкость уменьшается, что приводит к неизбежному повышению нагрузки на сеть. Потеря же всего пары пакетов при передаче телесигнала 4K с кодеком H.265 приводит к рассыпанию картинки. Специалисты «Медиалогистики» решили эту проблему, внедрив систему исправления ошибок с установкой соответствующего оборудования в Хабаровске и Владивостоке. Также это потребовало расширения каналов связи, чтобы передавать дополнительный объем данных, но привело к тому, что доставка телесигнала на Дальний Восток стала безболезненной даже для каналов 4K.
Система мониторинга качества сигнала – одна из фундаментальных составляющих «Медиалогистики», заложенная в нее еще 5 лет назад при создании. Это сложное решение, включающее в себя три уровня автоматизированного мониторинга: сетевой уровень, уровень мультикаст-потоков, уровень самого контента. А для особенно важных трансляций дополнительно используется визуальный мониторинг и контроль качества. Однако, к нему в компании прибегают в исключительных случаях. Например, при доставке сигналов для трансляции матчей «Евро-2020», специалисты поддержки дополнительно глазами проверяют качество трансляции.
Для клиентов и технических партнеров «Медиалогистики» создан личный кабинет, в котором доступны все данные мониторинга. Они совершенно прозрачны, если на каком-то маршруте появляется какая-либо проблема, эта информация отразится в личном кабинете.
«За 5 лет мы обеспечили мониторинг не только в Москве, чем ограничиваются другие организации, а постоянно расширяем распределенную систему мониторинга. Мы видим не только качество отправленного сигнала из Москвы, но и отслеживаем его в удаленных узлах Медиалогистики», – уточнил Григорий Кузин.
Все это позволяет «Медиалогистике» доставлять более 1500 телесигналов 90% федеральных и тематических каналов операторам по всей России с гарантированным уровнем доступности 99,99%.