Драйвером рынка был спрос на недорогие смартфоны на формирующихся рынках и на доступные 4G-смартфоны, сопровождаемые промо-акциями по тарифным планам, которые предлагали поставщики услуг связи (CSP) на многих рынках по всему миру.
«В условиях насыщенности рынка, где крупные вендоры смартфонов сталкиваются с замедлением роста, новые бренды теснят сложившиеся бизнес-модели традиционных брендов, увеличивая свою долю, — пишет Аншул Гупта (Anshul Gupta), директор исследования Gartner. — В условиях этой динамики перемен на рынке смартфонов китайские бренды всё больше обретают статус мировых. В 1 квартале прошлого года два китайских бренда вошли в пятерку ведущих вендоров мирового рынка смартфонов, и на их долю приходилось 11% рынка. В 1 квартале 2016 года это были уже три китайских бренда — Huawei, Oppo и Xiaomi, — и их доля составила 17%».
Oppo показала лучшие результаты в 1 квартале, переместившись на четвертое место с ростом объема поставок на 145%. Так же как Huawei и Xiaomi, Oppo имела сильный рост в Китае, отобрав долю рынка у Lenovo, Samsung и Yulong. Huawei наблюдала сильный спрос на смартфоны в Европе, обеих Америках и в Африке, тогда как у Xiaomi и Oppo продажи смартфонов в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли на 20% и 199% соответственно.
Компания Samsung в 1 квартале увеличила свой отрыв от Apple, набрав 23% доли рынка. «Серия Galaxy S7 и обновленный портфель [продуктов] позиционировали компанию как сильного конкурента на рынке смартфонов и особенно на формирующихся рынках, где она сталкивалась с острой конкуренцией со стороны местных производителей», — пишет Гупта.
Apple впервые испытала двузначный спад за год: продажи iPhone сократились на 14%. «Программа апгрейда» в США помогла предложить более привлекательные цены на флагманские модели iPhone 6s и 6s Plus, чтобы подтолкнуть продажи на ее крупнейшем рынке. Компания изучает также возможность предложить бывшие в употреблении iPhone, сданные по программе встречных продаж, на формирующихся рынках.
Lenovo покинула пятерку ведущих мировых вендоров смартфонов, а также десятку ведущих вендоров мобильных телефонов в 1 квартале. «У Lenovo был еще один трудный квартал, и ее мировые продажи смартфонов сократились на 33%, — пишет Гупта. — Продажи смартфонов Lenovo в Большом Китае упали на 75%; компания столкнулась здесь с сильной конкуренцией местных брендов. Ей не удается также привнести синергизм в [купленный] бизнес Motorola, чтобы добиться снижения затрат и накладных расходов для обоих брендов».
Что касается рынка операционных систем для смартфонов, то Android OS вновь потеснила iOS и Windows, достигнув доли рынка 84%. «Поскольку зрелые рынки смартфонов достигают насыщения, Google ищет новые возможности роста дохода, расширяя охват своих платформ в автомобильной отрасли, в области носимых устройств, „умного дома“, систем „с погружением“ и др.», — пишет Роберта Коцца (Roberta Cozza), директор исследования Gartner.
«Несмотря на успехи платформы Android и доминирующую долю рынка, у ряда игроков остаются трудности [поддержания] прибыльности. Это будет оказывать влияние на ландшафт вендоров, где новые или более новаторские бизнес-модели всё больше будут становиться ключом к успеху», — пишет Коцца.
«Объявленный возврат Nokia на рынки смартфонов и планшетов будет непростым делом, — пишет Гупта. — На сегодняшнем рынке требуется гораздо больше, нежели хорошо известный бренд, чтобы продавать устройства. Выпуск хорошего оборудования не будет проблемой для Nokia, но пользователям нужна веская причина, чтобы оставаться лояльным одному и тому же бренду. Более того, из-за замедления продаж на рынке смартфонов вендоры не могут достичь прежних темпов роста. И в это не самое благоприятное время на рынок выходит новый игрок, HMD, еще больше затрудняя для компании успех в краткосрочной перспективе».