Контрольный пакет (51%) в нем принадлежит «Первый БИТ». Сумма сделки не раскрывается. Генеральным директором компании GRADUM является Алексей Тимашов.
В последние пару лет в компании AXELOT сформировались три совершенно разных и обособленных направления бизнеса, рассказывает он: складская логистика, проекты ERP и проекты в области НСИ и интеграции. Производственные подразделения и продажи у них были разделены, объединяли же их в основном акционеры и бренд AXELOT. Но этот бренд ассоциировался в основном со складской логистикой, и с какого-то времени такая ассоциация только с одним из направлений стала мешать развитию других направлений, прежде всего проектам ERP. Поэтому было решено трансформировать эти направления бизнеса в отдельные компании в рамках холдинга: компания AXELOT — складская логистика; компания DATAREON — управление корпоративными данными, НСИ и интеграция; и отдельная компания для направления ERP на платформе «1С:Предприятие». Юрлицо, на котором концентрировались проекты ERP, было зарегистрировано еще в 2008 г., но бренд GRADUM у него появился только месяц назад.
Все три компании возглавляет Алексей Тимашов, но, по его словам, среди их топ-менеджеров он единственный «совместитель».
В результате сделки с компанией «Первый БИТ» доли остальных акционеров GRADUM соответственно уменьшились, а распределение долей в AXELOT и DATAREON не изменилось.
В числе своих клиентов GRADUM называет многие крупные компании из таких отраслей, как энергетика, добывающая и химическая промышленность, металлообработка, ЖКХ и др.
По данным IDC, в 2015 г. объем продаж корпоративных ERP-систем «1С» составил около 12,8 млрд. руб. (данные IDC за 2016 г. пока не опубликованы).
«Доля GRADUM на этом рынке в настоящее время 2,5%, и, конечно, она нас не устраивает При органическом развитии компания могла бы в течение 4-5 лет занять 5% рынка», — говорит Алексей Тимашов.
Но компания выбрала более агрессивный путь развития. Чтобы работать на рынке крупных корпоративных клиентов, нужно самим стать крупной компанией (в настоящее время в GRADUM примерно 370 сотрудников). Поэтому было решено привлечь сильного стратегического партнера.
Почему была выбрана именно компания «Первый БИТ»?
«Первый БИТ» — крупнейший партнер фирмы «1С». Каждый 9-й клиент, подписанный на ИТС, обслуживается нами. Компания представлена 80 филиалами в 50 городах и 5 странах. Это 130 тыс. постоянных клиентов и более 50 собственных отраслевых решений. 20 лет мы работаем с заказчиками разного уровня, от малого до крупного бизнеса«, — так представляет свою компанию генеральный директор Антон Долгов.
Все же традиционно эта компания концентрируется в основном на клиентах из СМБ. Поэтому с точки зрения клиентской базы «Первый БИТ» и GRADUM дополняют друг друга.
В рамках сделки GRADUM получает доступ к имеющейся у партнера сети ресурсных центров в регионах, которые можно будет брать на субподряд, а также к его программным продуктам, в частности к БИТ.ФИНАНС. Этот флагманский продукт компании «Первый БИТ», которым пользуются около 3 тыс. клиентов, считается почти стандартом на рынке автоматизации управленческого учета, говорит Алексей Тимашов, отсутствие у GRADUM такого продукта ранее не раз мешало компании в конкурсах, поэтому доступ к нему очень важен.
Партнеры ставят перед собой амбициозные цели и надеются, что GRADUM сможет значительно увеличить свою долю в реализации ERP-проектов на платформе «1С:Предприятие» в корпоративном сегменте.
«Мы рассчитываем, что доля GRADUM будет точно больше 10%. Мы хотим, чтобы наша доля на корпоративном рынке ERP-систем „1С“ была не меньше, чем у компании „Первый БИТ“ на рынке СМБ, где у них каждый 9-й клиент», — заявил на пресс-конференции Алексей Тимашов.
Правда, в последовавшем вскоре официальном пресс-релизе цель сформулирована уже более скромно: «увеличить долю в реализации ERP-проектов на платформе „1С:Предприятие“ в корпоративном сегменте российского рынка до 5%», а также войти в ТОП-5 ключевых системных интеграторов к 2022 г.
Рассчитывают партнеры и на выход GRADUM на рынки за пределами России, как в ближнем зарубежье, так и в дальнем. В частности, сейчас выполняется проект в Узбекистане, который оценивается как очень перспективный. Что касается работы на рынках дальнего зарубежья, то, по словам Антона Долгова, компания «Первый БИТ», «набив немало шишек», накопила уже значительный опыт, и, естественно, GRADUM будет его использовать.
В перспективе штат ее сотрудников планируется увеличить до 1000 человек, привлекая специалистов с открытого рынка труда; перехода людей из компании «Первый БИТ» не будет.
Возможных минусов в этом партнерстве руководители компаний не видят.
«Мы добавляем в компанию GRADUM свои ресурсы, и наша задача помочь ей стать сильнее, и никаких противоречий я не вижу, — говорит Антон Долгов. — Что же касается принципов выбора, принципиально важно, чтобы компания подходила по ценностям, это клиенториентированность, профессионализм, честность, открытость. Т.е. наши ценности полностью совпадают».
По словам Алексея Тимашова, вопрос не в минусах, а в происходящих изменениях: в GRADUM появился контролирующий акционер и, соответственно, необходимость согласования тех или иных вопросов. «Но сделка готовилась длительное время — почти год мы притирались, лучше узнавали друг друга и когда мы поняли, что появилось взаимопонимание и доверие, сделка пошла», — сказал он.