Сфера финансовых услуг быстро меняется, и в мире, и в России, многое давно привычное рушится, много новое рождается на наших глазах благодаря современным ИТ. В связи с повсеместным распространением мобильных устройств каналы и способы взаимодействия банков со своими клиентами стали более диверсифицированными. На рынок финансовых услуг выходят совершенно новые игроки.
Сектор финансовых услуг находится в авангарде внедрения цифровых технологий, но сейчас банки должны меняться еще быстрее — просто для того, чтобы выжить.
Например, глава Сбербанка Герман Греф не видит места современным банкам уже в близком будущем — через 10 лет.
«Все может закончиться тем, что банковская система станет одноуровневой, а мы с вами будем открывать счета в Центральном банке. То есть банки исчезнут с карты, как и многие другие бизнесы. По-честному говоря, я себя готовлю к такому будущему», — сказал он (выступая, правда, не на финансовой конференции Huawei, а перед выпускниками бизнес-школы «Сколково»).
А на конференции Huawei Антон Павленко, директор департамента инфраструктурных решений компании Accenture, дал прогноз: к 2020 г. 32% традиционных доходов банков окажется под угрозой.
Пока у банков сохраняются два традиционных ключевых преимущества — во-первых, доверие клиентов, обращающихся к ним для решения финансовых вопросов, во-вторых, — большие объемы данных (информация о клиентах, их транзакциях и т.д.).
Но чтобы выжить и развиваться в новых условиях, банкам нужно следовать за пользователем и меняться вместе с ним, смелее внедрять новые технологии обслуживания.
Во всем мире банки сталкиваются с вызовом цифровой трансформации.
В частности, Банк России, по словам директора по ИТ Максима Тищенко, поставил перед собой цель — стать высокотехнологичным регулятором. При этом в его ИТ-департаменте осознают, что необходимо решать одновременно две задачи — помогать в цифровизации другим участникам финансового рынка и внедрять инновационные технологии у себя.
«Мы меняем подход к прикладному ПО, переходим от уникальных ИТ-решений к универсальным платформам, чтобы сократить время вывода новых продуктов и услуг на рынок», — сказал он.
В условиях цифровой трансформации банков резко возрастает значимость облачных технологий, технологий omni-канального взаимодействия с клиентами, «больших данных» и машинного обучения, мобильности, отметил Олег Скворцов, руководитель комитета АРБ по информационным и интернет-технологиям, что, естественно, повышает потребность в надежном и высокопроизводительном «железе».
«Мы намерены продолжать развивать сотрудничество с нашими клиентами и партнерами, чтобы внести свой вклад в процесс трансформации ИКТ-инфраструктуры финансовой отрасли в соответствии с потребностями современного бизнеса», — заявил, открывая эту конференцию Цао Чун, директор Huawei Enterprise Business Group в России.
Более подробно об имеющихся у компании продуктах, решениях и экспертизе в области гибридных облачных технологий, omni-канального обслуживания клиентов рассказал Кенни Лью, президент сектора финансовых сервисов Huawei Enterprise Business Group.
В нашей стране на счету компания Huawei целый ряд успешных проектов в банковской сфере.
Так, в 2014-2015 гг. она выступила доверенным партнером Банка ВТБ в строительстве его третьего ЦОДа, запуск которого, как заявил Дмитрий Назипов, старший вице-президент ВТБ, состоится уже в июле. Для этого проекта вендор поставил модульный ЦОД IDS 2000. Еще один проект в ВТБ на базе решений Huawei (в частности, серверов RH1288 V3) — по виртуализации 14 тыс. рабочих мест — в настоящее время находится в стадии реализации.
Велик вклад Huawei в создание Национальной системы платежных карт (НСПК). Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «НСПК» Сергей Бочкарев, этот проект фактически стартовал в сентябре 2014 г., именно тогда была определена принципиальная архитектура системы и, учитывая сложную геополитическую ситуацию, основным поставщиком оборудования (серверы, сети, устройства хранения) выбрана компания Huawei, хотя по ряду позиций использовалась также техника западных вендоров.
В последнее время вендор начал активно сотрудничать с российскими разработчиками банковского ПО. Например, Huawei и компания Центр Финансовых Технологий провели успешные совместные испытания программных решений ЦФТ на оборудовании Huawei FusionCube и Huawei FusionServer. Также компания «Диасофт» провела успешное тестирование аппаратно-программного решения на базе оборудования Huawei.
На организованной в рамках конференции выставке вендор представил ряд своих важнейших решений для построения перспективных ИТ-систем.
Среди них флагманский продукт Huawei — первый в мире 32-процессорный сервер KunLun 9032 в архитектуре х86 для критически важных приложений (впервые был показан в марте на CeBIT-2016). Он отвечает всем отраслевым стандартам, включая новый стандарт надежности RAS 2.0, т.е. 99,999%. Благодаря своему инновационному дизайну и открытой архитектуре, а также чипсетам разработки Huawei этот сервер, утверждает компания, определяет новую эпоху в построении решений с открытой архитектурой, требующих сверхвысокой надежности и производительности, при этом достигается и существенное снижение эксплуатационных затрат.
Кенни Лью привел пример проведенной компанией Huawei миграции системы кредитных карт (5 млн. клиентов) в одном из китайских банков с архитектуры мейнфреймов на открытую платформу на базе серверов KunLun 9032, что позволило сократить операционные затраты на обслуживание инфраструктуры почти на 80%.
Были представлены также платформа FusionInsight для хранения и анализа больших данных, ЦОД «из коробки» FusionCube, программно-определяемая СХД корпоративного уровня FusionStoragе, решение для программно-определяемой сети (SDN) и др.