В совместной работе над этим аналитическим отчетом компании Huawei и Arthur D. Little руководствовались общей убежденностью в том, что в национальной политике регулирования ИКТ ключевую роль должно играть совершенствование цифровой инфраструктуры. По мнению компаний, это будет способствовать восстановлению национальной экономики и повысит устойчивость государственной системы к внешним потрясениям.
«Компания Huawei работает в более чем 170 странах мира, в большинстве из которых осуществляет свою деятельность уже много лет. Мы в полной мере осознаем, что каждая страна уникальна, как и проблемы, с которыми сталкиваются ее государственные деятели. Мы надеемся, что этот отчет внесет ценный вклад в обсуждения, посвященные политике регулирования ИКТ, поможет в принятии решений и углубит сотрудничество частного и государственного секторов», — сказала Кэтрин Чэнь, старший вице-президент и председатель совета директоров Huawei Technologies Co., Ltd.
Чем быстрее государства перейдут на цифровую экономику, тем активнее начнет развиваться промышленность, возрастет ее производительность, повысится общественное благосостояние, а потребители станут получать больше преимуществ за счет экономии времени и средств. «Для построения успешной цифровой экономики требуется широчайшая материально-техническая база и огромные производственные возможности, однако зачастую ресурсы стран исчерпаемы, а их средства ограничены. Поэтому ключевым моментом является отбор и расстановка приоритетов», — отметил Раджеш Дунеджа, партнер консалтинговой фирмы Arthur D. Little.
Отчет начинается с определения и толкования архетипов стран. Архетипы призваны служить эталонной моделью, которую страны могут адаптировать в зависимости от текущего положения дел. Выделяются семь архетипов цифровой экономики: «Инновационные центры», «Эффективные производящие потребители», «Ведущие поставщики услуг», «Глобальные производственные системы», «Деловые центры», «Покровители ИКТ» и «Новички в ИКТ». Каждый из них определяется присутствием или доминированием конкретного этапа цепочки создания ценности ИКТ.
Семь архетипов стран для определения политики в сфере ИКТ были сформулированы на основе доминирующего фактора создания ценности ИКТ и уровня потребления ИКТ.
Страны должны разработать способы создания ценности цифровых технологий в соответствии с наиболее подходящим архетипом. Это помогло бы использовать присущие им сильные стороны с опорой на экономические и технологические реалии.
«Выявление архетипа страны поможет адаптировать рекомендации по осуществлению политики в области цифровой экономики, обеспечив наилучшее ее соответствие потребностям страны. Также в рамках этого исследования мы разработали инструмент для определения архетипов свыше 200 стран и регионов», — отметил Курт Баес, партнер фирмы Arthur D. Little.
Роль политики регулирования цифровой экономики существенно различается от архетипа к архетипу. Для разных архетипов необходимо рассматривать различные комбинации политик. Высшее руководство должно сформулировать политики, законы и нормативные акты по четырем взаимосвязанным стратегическим направлениям — технологии, функциональные возможности, экосистема и промышленность — поскольку они являются движущими силами национальной цифровой трансформации.
В этом отчете изложен стратегический подход к развитию цифровой экономики, применимый для всех стран и основанный на их вероятных архетипах. Также в нем приводятся ключевые рекомендации по созданию нормативной базы, адаптированные под каждый архетип. Кроме того, в нем описаны примеры успешного перехода стран от одного архетипа к другому. В частности, в отчете содержится адаптированное под страну руководство по разработке стратегии в сфере цифровых технологий, отражающее общегосударственный подход к формированию политики в цифровую эпоху. К рекомендациям, представленным в исследовании, прилагается библиотека лучших мировых примеров цифровой экономики, доказавших свою эффективность.