Первичная выборка для обучения ИИ состояла почти из миллиона добровольцев, которые заполнили 7 опросников, каждый из которых состоял из минимум 60 вопросов. Кроме того, они написали эссе на заданную тему и предоставили ссылку на свой аккаунт в сети. В 2021 и в 2022 году Анаконта промониторила еще столько же аккаунтов (использовалась случайная выборка и анкеты добровольцев).
«Для того, чтобы поучаствовать в исследовании и получить бесплатный доступ к платформе, участники должны соответствовать ряду требований: быть старше 18 лет, заполнить согласие на обработку данных (без права передачи третьим лицам) и иметь открытый профиль в соцсети, - объясняет Ирина Елагина, исполнительный директор проекта, – Принципиально важный момент: система не хранит персональные данные пользователей, весь датасет обезличен и не может быть использован ни для каких иных целей, кроме самой общей статистики. Например, не фиксируется ни геолокация, ни точный возраст участников. Все расчеты ИИ делает онлайн – «читает» текст и в течение нескольких секунд генерирует отчет и рекомендации».
Как сообщила Анастасия Федорова, CEO Анаконты, проект реализован интернациональной командой. «Ядро – российские специалисты, при этом мы привлекли дружественных ученых со всего мира. Вместе с нами работали сотрудники и выпускники российских вузов - ВШЭ, МФТИ, МГУ, МАИ, а также представители французской École Polytechnique, Техасского университета, Массачусетского технологического, института Франкла в Вене и т.п. Мы тщательно подошли к подготовительному этапу: разметку, анализ и интерпретацию данных для первичного обучения ИИ осуществляли профессиональные психологи с научной степенью не ниже кандидата наук или PHD. Кроме того, мы неоднократно консультировались с APA (American Psychological Association) в части соответствия наших методик мировым стандартам».
Анаконта анализирует не только качества характера пользователей, но и механизмы психологической защиты, копинги (поведение в стрессе и нестандартных ситуациях), психотип, ценности (что мотивирует и является наиболее важным для человека на текущий момент).
Результаты исследования демонстрируют значительные изменения во всех сферах. Так, ценность власти, стремления быть «наверху цепочки», ставить собственные интересы выше интересов общества, с 2019 года года выросла в 2,3 раза (на 229,6%). Стремление к безопасности - в 6 раз (627,43%). А и без того низкий уровень самостоятельности в те же самые 6 раз упал (с 6,72% до 1,11%), как и ориентация на решение социальных проблем, доброжелательность (с 17,49% до 3,11%) и стремление к защите благополучия всех людей (с 15,83% до 2,84%).
Заслуживают внимания, по мнению разработчиков «Анаконты» изменения, которые произошли в области копингов (поведение в глубоком стрессе). В 2019 пользователи ВК отреагировали бы на высокий стресс ярким выражением эмоций (10,03%), жестко распланировали бы способы выхода из сложившейся ситуации (10,72%), прибегли бы к юмору (9,8%) и обратились бы за эмоциональной поддержкой (9,72%). В 2020 году у людей появилась потребность в авторитетном мнении со стороны (инструментальная поддержка 9,1%) или даже в проявлении наивысшей воли (религия 8,93%). В отрицание травмирующей ситуации «ушли» 9,06% («никакого вируса не существует»), почти столько же - 8,89% - предпочли более приятный мир сериалов и игр (мысленный уход).
В 2021 году в топе копингов появилась склонность к внешнему успокоению (успокоительные 8,73%) – и здесь не только употребление разнообразных антидепрессантов, но и алкоголя, запрещенных веществ, а также рост игромании и шопоголизма. В 2022 потребность в успокоительных выросла до 9,19% - тут стоит вспомнить, что марте в аптеках Москвы и СПб раскупили антидепрессанты, а процент спиртного в списках покупок вырос в 2 раза. Также пользователи ВК вернулись к активному выражению эмоций (11,84%, первое место в топе и рост в 2,36 раза к 2021 году). На второй позиции – мысленный уход (попытки сбежать в более приятную реальность_ --10,92%. Увеличилось и число тех, кто возлагает надежды на высшие силы (религия 8,36%). При этом наибольшее падение за 3 года у юмора: в мае 2022 года только 2,87% пользователей ВК готовы иронизировать над стрессовой ситуацией.
Среди защитных механизмов в 2022 году лидирует избегание (6,13%). Выросло отрицание («на самом деле, ничего не происходит», «хочу проснуться и понять, что это был сон») - до 5,81%. До 5,73% выросли показатели диссоциации (ощущение, что попал в кино, наблюдаю как бы со стороны). При этом мир четко разделен на черное и белое, и в топ вошло расщепление эго - с 5,77%, а бессознательное стремление убедить себя в моральной необходимости происходящего - морализация - совершила резкий скачок из аутсайдеров в лидеры, показав рост в 3,28 раза, до 5,76%.
Достаточно предсказуемые, и вместе с тем, тревожные данные получены в процессе анализа психотипов. «Кривые тревожности и депрессии последних двух лет превысили расчетные показатели в 3 раза - это общемировая статистика, которая подтверждается и нашим исследованием. Данные исследования позволяют увидеть тренд на рост истерических, психопатических и параноидных психотипов. Также выросла доля шизоидов: креативные и интеллектуальные люди часто перестают общаться с громким, эмоциональным и хаотичным миром, предпочитая ему свой собственный», -- говорит Лия Уварова, стратегический директор Анаконты.
Подробное описание результатов исследования, статистические данные и диаграммы доступны по ссылке https://anaconta.com/vk-statistica
В ближайших планах команды «Анаконты» публикация второй части работы - статистики по чертам характера пользователей Вконтакте по т.н. Большой пятерке. Искусственный интеллект проанализировал открытость к опыту, добросовестность, экстраверсию (общительность, напористость), доброжелательность и нейротизм (уровень беспокойства, тревожности и психологической неустойчивости). Кроме того, готовится подробный анализ данных по психологии пользователей Твиттера.