Решения для Интернета вещей широко применяются в различных решениях для складских комплексов, в транспортной отрасли, системах безопасности, банковском секторе и пр. ЦНИИ «Электроника» провел исследование «Интернет вещей: потенциал российских компаний», чтобы определить текущий уровень внедрения технологии на российских предприятиях, перспективы развития, а также выявить существующие проблемы в отрасли.
«Результаты опроса свидетельствуют, что индустрия пока находится на начальных этапах развития. Вместе с тем Интернет вещей – это безусловный тренд: в нашей стране существует ряд ассоциаций Интернета вещей, множество организаций позиционируют себя в качестве непосредственных участников индустрии Интернета вещей. Компаний – производителей продуктов и решений для Интернета вещей, согласно опросу, на 15% больше, чем компаний – потребителей продуктов и решений для Интернета вещей. Такое соотношение предполагает быстрый прирост технологий и разработок в целевом сегменте, а также показывает вакантность потребительской ниши», – отметила генеральный директор ЦНИИ «Электроника» Алена Фомина.
Исследование показало, что российские комплектующие при производстве оборудования для Интернета вещей использует большинство респондентов – 65%. У 25% организаций их доля в себестоимости продукции превышает 50%, еще у четверти организаций – от 21% до 30%. У 17% организаций эта доля составляет от 41% до 50%, а еще у 17% опрошенных – от 11% до 20%. Из иностранных комплектующих наиболее популярна продукция китайского производства – ее используют 94% производителей. За ней следует продукция из США (50%) и Тайвань и Германия (по 28%).
Большинство организаций уже сделали ряд шагов, направленных на внедрение продуктов и решений для Интернета вещей на предприятиях: разработана программная часть (70% организаций), проработана техническая сторона вопроса (70% организаций), разработаны спецификации устройств (65% организаций) и аппаратная часть (60% организаций), проводятся испытания опытных образцов (55% организаций). Часть компаний находятся на этапе создания опытных образцов (45%) и проведения сертификационных испытаний (30%). Благодаря решениям Интернета вещей, по 25% респондентов расширяют возможности серийного производства и промышленного дизайна, и только 5% находятся на стадии разработки технологий связи.
Исследование «Интернет вещей: потенциал российских компаний» проведено экспертами ЦНИИ «Электроника» совместно с АНО «Цифровая экономика» и журналом «Электроника: НТБ». В опросе приняли участие порядка 30 респондентов, представляющих различные секторы экономики (информационные технологии, телекоммуникации, промышленность и др.). Производители продуктов и решений для Интернета вещей составили подавляющее большинство – 58% респондентов. Следом идут потребители продуктов IoT (38%), а также те, кто только планирует стать производителем или потребителем (19% и 8% соответственно). К участию в опросе приглашались представители предприятий радиоэлектронной отрасли и организации, состоящие в ассоциациях, посвященных Интернету вещей.
ЦНИИ «Электроника» – уникальный информационно-аналитический центр российской радиоэлектронной промышленности, координирующий деятельность предприятий отрасли в области экономики, научно-технической политики и международного сотрудничества. Институт является головным разработчиком «Стратегии развития радиоэлектронной промышленности РФ до 2030 года», Государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности до 2025 года» и других документов, закладывающие основы будущим успехам отечественной радиоэлектронной промышленности. Помимо написания государственных программ, Институт разрабатывает стратегии развития отдельных холдингов и корпораций, а также бизнес-планы конкретных проектов. Одна из наиболее важных задач Института — определение путей дальнейшего развития конкурентоспособных изделий радиоэлектронной техники и разработка предложений по успешной интеграции российской радиоэлектроники в мировую экономику.
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.