Проникновение сервисов платного ТВ находится на уровне 80%. Средний чек на одного абонента (ARPU) — 190 руб. в месяц. Объем рынка в денежном выражении в 2019 превысил 100 млрд руб., что соответствует росту в пределах 5%.
Динамика роста абонентской базы платного ТВ поквартально, тыс. абонентов
ТОП-5 операторов ТВ также показали в четвертом квартале лучшие результаты по подключениям за год, при этом основные подключения обеспечили «Ростелеком» и МТС. Лидер рынка, оператор одноименной спутниковой платформы «Триколор», сохранил набранную базу.
«Ростелеком» на второй позиции прибавил 130 тыс. абонентов, МТС в свою очередь — порядка 91 тыс. «ЭР-Телеком» уже четвертый квартал подряд не демонстрирует роста, приводя в порядок ранее приобретенные активы и интегрируя их в свою сеть. Еще один спутниковый оператор, «Орион», подключил чуть менее 20 тыс. абонентов.
Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2019 года:
Доли крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2019 года, тыс. абонентов:
Комментирует Генеральный директор ИАА «TelecomDaily» Денис Кусков:
«Рост рынка в 2019 году оказался в два раза хуже, чем в 2018, если оценивать по количеству подключений. Четвертый квартал позволил внести определенный оптимизм в дальнейшее развитие, так как за три предыдущих квартала фиксировались куда более скромные показатели — не более 150-160 тыс. новых домохозяйств. Однако, высокая доля проникновения услуги платного ТВ плюс наличие программы цифрового ТВ свидетельствуют в пользу того, что в 2020 году рост рынка еще более замедлится. По моим прогнозам, по итогам 2020-го вряд ли будет подключено более 400 тыс. домохозяйств. Очевидно, операторы по-прежнему заинтересованы в увеличении выручки с каждого абонента и пытаются добиться этого за счет расширения спектра услуг».
Комментирует Генеральный директор ГК «Орион» Кирилл Махновский:
«Двукратное сокращение темпов роста абонентской базы операторов платного ТВ в 2019 году было совершенно ожидаемым. Помимо естественного замедления роста рынка, дало о себе знать появление нового прямого конкурента в лице эфирной цифры, с массивной финансовой и информационной поддержкой. Рекламная кампания с тезисами о «бесплатном качественном ТВ для всех» не могла не мотивировать абонентов отказываться от платной подписки. Перелом этого тренда мы начали наблюдать уже в конце года, когда оценив бесплатное ТВ, зритель стал возвращаться к оплате подписки. Конечно, нивелировать потери, которые рынок понес за первые два квартала, по итогам года все равно не удастся. Однако благодаря тому, что к сокращению темпов роста операторы готовились последние два года, многие научились качественнее работать с действующими абонентскими базами, начали искать способы монетизации в смежных сферах, и добились в этом успеха. Сегодня основная задача – убедить абонента, что наше пакетное предложение достойно того, чтобы за него платить. Для этого мы активно работаем с региональным мультиплексом, формируем привлекательные предложения для постоянных подписчиков, объединяем самых востребованных на рынке мейджеров. Думаю, следующий год для отрасли будет более продуктивным, и мы сможем сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на борьбе с внешними факторами».