Что не уберегли
Самой крупной в истории современного Голливуда считается утечка 40 фильмов-номинантов на «Оскар» в декабре 2015 года. Пиратская группировка выложила ленты в общий доступ до премьерного показа. Среди украденных фильмов были «Выживший», «Омерзительная восьмёрка», «В центре внимания» и «Стив Джобс».
Любопытно, что в Сеть попали копии DVD-дисков, которые студии рассылают кинокритикам и участникам голосования в рамках премии «Оскар». ФБР определила, что копию «Омерзительной восьмёрки» сняли с диска, отправленного председателю компании Alcon Entertainment Эндрю Косову. Подозреваемый тогда заверил, что диск не просматривал, а за его получение расписался какой-то клерк. Об итогах дела СМИ не писали.
А вот актеру «Крестного отца» Кармине Кариди повезло меньше. В 2004 году его исключили из Американской киноакадемии после аналогичной утечки фильма «Последний самурай». Кроме того, Кариди обязали выплатить студии Warner Bros, снявшей ленту, 300 000 долларов ущерба.
Создатели «Игры престолов» сталкиваются с утечками практически перед каждым новым сезоном. Иногда за ними стоят технические причины, когда телеканалы в разных странах пускают премьеру раньше определенной даты. Так случилось с одной из серий шестого сезона по вине филиала HBO Nordic.
Накануне заключительного восьмого сезона съемочной группе «Игры престолов» досаждают нетерпеливые фанаты. Недавно на фанатском сайте Watchers on the Wall опубликовали видео со съемок одной из сцен, сделанное с помощью дрона.
Утечки по невнимательности в кино тоже случаются. Так было с сериалом «Шерлок» на Первом канале. Финальный эпизод четвертого сезона попал в Сеть за день до телепремьеры. Утечку допустил сотрудник Первого, «который нарушил строгие протоколы безопасности, допустив преступную халатность при исполнении должностных обязанностей». Однако тогда правообладатель сериала – британский канал BBC признал инцидент непреднамеренным.
Как защищают фильмы и сериалы
Чтобы кассовые сборы фильма просели, порой достаточно нескольких спойлеров, которые снижают интерес зрителей к новой ленте. Поэтому многие режиссеры защищают свои творения еще на этапе идеи.
Так, Джордж Лукас написал поддельный сценарий к фильму «Звездные войны: Империя наносит ответный удар». В нем ключевая фраза эпизода «Люк, я твой отец» была заменена другой репликой. Актер Марк Хэмилл, который играл Люка Скайуокера, узнал об этом за несколько минут до съемок сцены.
Сценарий берегли от посторонних и на съемочной площадке фильма «Звёздные войны. Пробуждение силы». Актеры изучали свои реплики в изолированной комнате с видеокамерами под надзором охранников.
Еще один прием для защиты сценария – маркировка. Если копии все-таки отдают актерам «на дом», то каждый экземпляр маркируют именем получателя, чтобы в случае чего быстро найти источник утечки.
За последнее время съемочный процесс сильно изменился. Над созданием одного фильма работают специалисты из разных стран. Когда материал отснят, десятки подрядчиков начинают одновременно заниматься звуком, цветокоррекцией, спецэффектами. И часто обмениваются файлами через Интернет.
Чтобы защитить информацию от утечек из «облака» или электронной почты, работники киноиндустрии используют особые программы. Многие фильмы делают на платформе WatchDox. Это позволяет следить за передвижением каждого файла, где бы он ни находился – на рабочем компьютере или смартфоне работника. А функция шифрования защищает документы, которые все-таки просочились за пределы платформы.
Некоторые проекты с первых моментов делают за плотно закрытой дверью. Атмосфера сверхсекретности сейчас царит вокруг сериала «Властелин колец». Команда авторов трудится над сценарием в комнате с заклеенными окнами. Попасть туда можно только после строгой проверки охранниками и сканирования отпечатков пальцев. А все потому, что на рабочей доске создателей проекта полностью расписан весь первый сезон сериала.
Такой подход к защите ценной информации легко оправдать, когда видишь суммы финансовых потерь. Создатели блокбастера «Неудержимые 3» потеряли 250 млн долларов из-за слива копии фильма в Интернет за несколько дней до премьеры. Более 10 млн человек увидели ленту, не заходя в кинотеатр.