Как правило, обман начинается с сообщения, в котором обещают крупное вознаграждение за прохождение опроса, например о качестве предоставляемых компанией услуг. Но для получения денег пользователя сначала просят оплатить комиссию или закрепительный платёж (порядка 300 рублей). Никаких выплат никто не присылает, а комиссия достаётся мошенникам. В дополнение человек рискует сохранностью своих личных данных и платёжной информации, если вводит реквизиты карты.
«Злоумышленники делают ставку на доверчивость людей. При помощи методов социальной инженерии они стараются усыпить бдительность пользователей: используют в виде приманок популярные бренды, имена знаменитостей, сулят щедрые суммы за несложные действия. В итоге человек сам пополняет чужой кошелёк либо выдаёт свои данные. Только по данным нашего опроса, в первой половине 2020 года каждый пятый опрошенный в России столкнулся с мошенниками, которые предлагали принять участие в опросе или конкурсе либо же сообщили о выигрыше», — отмечает Татьяна Сидорина, ведущий контент-аналитик «Лаборатории Касперского».
В целом скам может мимикрировать также под сообщения о социальных выплатах от вымышленных фондов, имитировать беспроигрышные лотереи от имени крупных компаний. Объём такого мошенничества, вне зависимости от тематики, в России постоянно увеличивается: количество скам-ресурсов, обнаруженных компанией с января по август 2020 года, уже превысило 41 тысячу. Только в августе этого года мы обнаружили почти 11,5 тысяч таких ресурсов, что почти в два раза больше, чем в июле. При этом число заблокированных попыток перехода пользователей на такие ресурсы за первые восемь месяцев перешло отметку в 16 миллионов.
«Лаборатория Касперского» напоминает о базовых правилах онлайн-безопасности: