RGC: Какие шаги нужно предпринять компании-представителю игорного бизнеса, которая желает внедрить криптовалюты в систему расчетов?
М.К.: Все достаточно просто, если у бизнеса есть желание. Необходимо подобрать партнера, который расскажет, что к чему, и при необходимости объяснит все нюансы. Процедура верификации компании и подписания договора схожа с подключением классических платежных методов. Тем не менее, не стоит путать два идеологически разных способа «внедрения»: биткоин как платежный способ и биткоин как валюта. Большинство наших клиентов использует биткоин как медиум для депозитов и выводов средств для игроков, не имея непосредственного контакта с криптовалютой. Существует множество вариантов как с точки зрения бизнеса, так и технической стороны интеграции – дабы удовлетворить требования каждого отдельного предприятия.
RGC: Какие законодательные проблемы могут возникнуть у представителей европейского игорного бизнеса, желающих интегрировать криптовалюты в систему платежей?
М.К.: Здесь нужно учитывать требования к лицензии. Кюрасао, Великобритания, Канада, остров Мэн и Филиппины не имеют ничего против биткоина. Мальта еще не дала утвердительного ответа, но обещает вынести решение до конца 2017-го года. Юридически биткоин для оператора – это платежный способ. Трактовка денежных потоков через этот канал такая же, как и через любой другой, уже имеющийся у оператора.
RGC: Чья юрисдикция обеспечивает наибольшую лояльность к криптовалютным транзакциям и почему?
М.К.: Если мы говорим об игорном бизнесе – это Кюрасао. Большинство «заточенных» под биткоин операторов работает именно с этой лицензией. Я думаю, что после разрешения Мальты ситуация может поменяться. Мы все знаем, что крупные игроки этого рынка редко довольствуются лицензией Кюрасао и, как правило, владеют несколькими лицензиями, включая мальтийскую.
RGC: Какие преимущества для бизнеса даст внедрение криптовалют в систему расчетов?
М.К.: Биткоин – это международный метод оплаты. Оператору не нужно думать о подключении платежки для экзотических стран, не нужно опасаться, что платежка может его отклонить из-за изменений в стратегии компании. Биткоин – это, по сути, лишь технология, так что даже если с вашим провайдером приключилась беда – вы всегда найдете нового. Биткоин дешевле и, как правило, несет намного меньше рисков, если мы говорим о мошенничестве.
RGC: Волатильность многих криптовалют довольно высока (если не сказать большего). За один день цена может как вырасти, так и сильно упасть. Как бизнесу, интегрировавшему криптовалюты в систему платежей, избежать убытков в случае неблагоприятных обстоятельств?
М.К.: По сути, у бизнеса нет никаких опасностей. Оператор не подвержен риску скачков цены, так как для него биткоин – это платежный метод, а не валюта активов. Для бизнеса платежи приходят в валюте балансов игроков и точно так же уходят во время выплат. Головная боль скачков цены и прочих тонкостей криптовалюты – забота биткоин-провайдера, а не бизнеса.
RGC: Насколько широко распространено использование криптовалютных расчетов среди представителей игорного бизнеса в Европе?
М.К.: Распространено достаточно широко, но разные бренды по-разному позиционируют себя. Кто-то представляет себя как биткоин-казино, а кто-то умалчивает о наличии этого платежного метода. Мы видим, что у европейских брендов процент биткоин-платежей варьируется от 1-2 до 70-80% всего денежного потока. Это зависит от фокуса самого бренда. О биткоине в Европе знают все: любой водитель Uber расскажет вам о разнице между биткоином и лайткоином. Если бренд предлагает интересные условия для биткоин-платежей – игроки с биткоинами найдутся.
RGC: Какие преимущества для рядовых пользователей даст внедрение криптовалют в систему расчетов игорного бизнеса?
М.К.: Игрокам нравится биткоин в силу принципов его работы. Биткоин не нужно постоянно держать у кого-то, например, на счетах в казино или в банке, его можно хранить у себя в телефоне, ноутбуке и т.д. Биткоин не привязан к месту. Например, игрок может за один день поиграть на разных платформах по всему миру, переводя деньги между ними практически мгновенно. Биткоин сам по себе – игрушка, сама идея его использования – уже игра. В какой-то степени он отлично «подошел» игорному бизнесу. Мы интегрируем по несколько брендов ежедневно. Очевидно, что «Будет ли ваш бренд принимать биткоины?» – уже не вопрос, вопрос лишь «Когда».
12 октября Максим Крупышев выступит с докладом на Riga Gaming Congress. Зарегистрируйтесь на мероприятие, чтобы узнать больше о возможностях криптовалюты в игорной индустрии.