На этапе формирования российского рынка M2M операторы стали предоставлять соответствующие решения для b2b-сегмента. Первые задачи, которые решали такие услуги – отслеживание местоположения транспорта, терминалов оплаты услуг, связь с розничными точками обслуживания клиентов. Постепенно сфера применения M2M расширялась. Изменилась и сама концепция: на смену M2M пришла идеология IoT. Технологией заинтересовались разные сферы экономики, сформировались индивидуальные потребности. Новые реалии потребовали от операторов связи пересмотра существующих IoT-тарифов. «МегаФон» первым предложил гибкую тарификацию.
Тарифная опция «Интернет вещей для бизнеса» разработана для компаний и интеграторов, которые ведут свой бизнес в России и хотят зафиксировать ежемесячные расходы на мониторинг перемещения оборудования по стране. Возможности опции - точное планирование затрат вместе с безлимитным доступом в Интернет за 100 рублей в месяц. Скорости 32 Кбит/с более чем достаточно для того, чтобы передать данные, например, с датчиков контроля потребления холодной или горячей воды.
Для компаний, которые работают на российском и международном рынках, «МегаФон» предложил тарифную опцию «IoT без границ»[2]. Мы определили оптимальный объем трафика на основании статистики m2m - устройств, которые используются в России и в международном роуминге, и продумали механику. В составе опции включены 15 Мегабайт трафика в месяц за фиксированные 100 рублей. В случае превышения этого объема, клиенту предоставляется 5 дополнительных пакетов по 5 Мб каждый. Мы предполагаем, что транспорт будет одним из самых быстрорастущих IoT-сегментом в 2018 году. Такое предложение будет актуальным для представителей этой отрасли.
Обе тарифные опции включают доступ к платформе «М2М-мониторинг». С ее помощью можно в режиме онлайн управлять набором SIM-карт, корректировать расходы и объем используемого трафика, удаленно контролировать работоспособность оборудования, предотвращать внештатные ситуации, а также получать подробную аналитику.
Эксперты iKS-Consulting оценили М2М-платформу от «МегаФона» как наиболее удобную и простую в эксплуатации среди решений операторов большой тройки*. Тестирование проводилось по базовому набору функций, сформированному исходя из экспертных интервью с пользователями платформ. Среди таких функций – возможность блокировать услуги связи в случае попыток нецелевого использования сим-карты, установленной в оборудовании, работа с тарифным планом SIM-карты и изменение ее параметров, управление автоматической рассылкой отчетов.
«До недавнего времени М2М был периферией рынка мобильной передачи. Сейчас IoT – ключевая технология, от темпов развития которой зависит конкурентоспособность целых отраслей. Например, транспорт, ЖКХ, энергетика уже внедряют «умные» решения, оптимизируют таким образом бизнес – процессы и увеличивают выручку. «МегаФон» обладает широкой экспертизой в сфере Интернета вещей. К концу первого полугодия 2017 года мы «подключили» к M2M порядка 4,5 млн сим-карт, - комментирует директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» Наталья Талдыкина. - Решения, представленные на рынке, не учитывали динамики развития IoT и многообразия моделей потребления трафика. Мы внимательно изучили специфические потребности клиентов и поняли – старые правила игры больше не работают. Бизнесу нужны индивидуальные решения, которые позволят оптимизировать затраты не в ущерб производительности. Понимая это, мы создали комплексное базовое решение по управлению M2M - сим-картами и предложили гибкую тарифную политику. Это открывает новые возможности для клиентов и стимулирует развитие рынка в целом».