Эксперты обсудили, как сочетать методы интерактивных и традиционных занятий, чтобы найти правильный баланс. Александра Дмитриева поделилась опытом программы «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции»:«В 2020 году мы, как и многие организаторы программ, переходили в онлайн, перестраивались полностью. Пришли к тому, что сейчас за все время обучения, 60 академических часов программы дополнительного профессионального образования, нет ни одной лекции. Есть короткие вводные лекционные вставки на 2–3 минуты, все остальное — интерактивные форматы, где участники решают задачи, работают в группах. Теория дана в формате перевернутого класса: слушатели изучают ее до занятия и потом при необходимости обсуждают. Это очень сильно помогает вовлечению».
Маргарита Досымова, начальник управления цифровизации образовательных траекторий Алтайского государственного университета, считает, что отказаться от лекций не всегда возможно, особенно в области фундаментальных наук: «В высшей математике совсем отказаться от лекций сложно, потому что только интерактивно невозможно будет преподнести новые знания, вывести формулы в том числе».
С мнением спикера согласен Алексей Щербина, заведующий кафедрой организации и технологий сервисной деятельности, председатель Научно-методического совета Южного федерального университета. На его взгляд, от лекций невозможно отказаться полностью, и не только в фундаментальных дисциплинах. Лекция важна в любом курсе, но многое зависит от того, как она преподносится, как преподаватель взаимодействует со студентами в процессе обучения.
Модератор дискуссии Владас Повилайтис, директор Центра компетенций в области онлайн-обучения Балтийского федерального университета им. И. Канта, обратился к участникам с вопросом, как организовать коммуникацию между студентами и преподавателями в онлайн-пространстве так, чтобы соблюдались рабочие часы.
Наталия Орлова, начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета, обратила внимание на необходимость соблюдения цифровой культуры: «Она [цифровая культура] еще не сформировалась, и это [формирование цифровой культуры] отдельная задача каждой образовательной организации. Есть корпоративная культура, и также должна быть цифровая культура. Должна быть единая точка входа участников образовательного процесса и выстраивание коммуникации в цифровой среде».
Эксперты обратили внимание на уровень владения цифровыми инструментами студентов и преподавателей. Александра Дмитриева согласилась с коллегами, что повышение цифровой грамотности —одна из важнейших задач, и поделилась опытом на этот счет: «Наши слушатели и преподаватели на равных в цифровой среде. Преподаватели проходят отбор, в том числе по навыкам владения цифровыми инструментами. Кроме того, мы их „дообучаем“, проводим занятия, тренинги. При этом при переходе в онлайн мы столкнулись с тем, что и слушатели программ были не очень готовы к дистанционному формату, не знакомы с интерфейсами мессенджеров, например. Поэтому мы ввели тестирование по цифровой грамотности, чтобы отсеивать тех, кому совсем сложно».
В завершение дискуссии эксперты постарались ответить на вопрос, что такое онлайн-образование. По словам Александры Дмитриевой, это новая среда и новый формат, который до прошлого года использовали как большой склад для хранения материалов: «Мы сейчас находимся в переходном периоде и не знаем правил. Для кого-то это тяжело, потому что мы привыкли к преподаванию в старых форматах, но нужно адаптироваться. Для тех, кто быстро перестроится, откроются новые возможности».