По данным отраслевого рейтингового агентства ComScore, в марте порталы Google обрабатывали 59,8% всех мировых поисковых запросов пользователей. Сегодня ей достается львиная доля прибыли от размещения рекламных баннеров и платных ссылок. Microsoft пытается расширить профиль деятельности, чтобы перестать быть просто производителем операционных систем и программного обеспечения. В этой связи она присматривается к проектам в Интернете, причем рекламные доллары ее интересуют не меньше, чем дальнейшее развитие платформы Windows. «У Microsoft этот сектор нуждается в дополнительных инвестициях, — сказал РБК daily эксперт Standard & Poor’s Скотт Кесслер. — Развитие интернет-бизнеса пойдет компании на пользу, так как пока он не приносит ей значительной прибыли».
Попыткой купить Yahoo! за 49,6 млрд долл. Microsoft бросала вызов Google, так как в случае успеха сделка мгновенно утроила бы ее долю на рынке контекстной рекламы, который сегодня оценивается в 41 млрд долл. Долгие переговоры с Yahoo! завершились в воскресенье, когда Стив Баллмер, а также Кевин Джонсон, возглавляющий интернет-подразделение Microsoft, встретились в Сиэтле с основателями Yahoo! Джерри Янгом и Дэвидом Фило. Изначально Microsoft предлагала за Yahoo! 44,6 млрд долл., но в финальной стадии торга сумма была увеличена еще на 5 млрд долл., до 33 долл. за каждую акцию. Янг и Фило заявили, что продадут компанию не дешевле, чем по 37 долл. за акцию. В итоге Баллмер и Джонсон отказались от сделки и уехали ни с чем. Акции самой Yahoo! на вчерашних торгах во Франкфурте подешевели на 17%.
По мнению экспертов, Microsoft было бы затруднительно «отбить» вложения, если бы пришлось заплатить свыше 35 долл. за каждую бумагу. В самой компании утверждают, что Баллмер поступил рационально, так как затяжные торги с Yahoo! и борьба за голоса акционеров в случае поглощения не имеют для Microsoft смысла. В любом случае отказ от покупки Yahoo! не сокращает, а наоборот, увеличивает количество вопросов, которые инвесторы продолжают задавать Стиву Баллмеру относительно его дальнейшей онлайновой стратегии. Акционеры обеспокоены тем, что любое промедление Microsoft увеличивает отрыв Google в сетевой рекламе, и времени на изобретения попросту нет.
В ответ Баллмер уже пообещал представить некий запасной «план Б», по которому, как сказал глава Microsoft, «Yahoo! — это не стратегия, а лишь часть стратегии». Баллмер заявил, что у него есть «целый набор» потенциальных объектов для инвестирования. Эксперты сходу предположили, что в борьбе за посетителей сайтов следующее предложение Microsoft может сделать AOL, интернет-подразделению компании Time Warner Inc. По мнению аналитика Sanford C. Bernstein Чарльза ДиБоны, еще одним кандидатом является социальная сеть MySpace, которая принадлежит News Corp. «Все это лучше сделать раньше, чем позже», — намекает эксперт главе Microsoft на дефицит времени. По неподтвержденным пока сведениям, представители AOL и Microsoft уже провели серию встреч, где обсуждали возможную сделку.
Роман Кириллов