На прошлой неделе Правительство подготовило и внесло в Госдуму законопроект, который описывает, как государство будет автоматически выявлять нуждающихся в помощи жителей. Документ предполагает, что беззаявительный порядок назначения социальных выплат будет развиваться и дальше посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
О важности этой системы для реализации проекта «Социальное казначейство» рассказал во время старта отраслевого потока директор департамента информационных технологий Минтруда Андрей Лебедев. Он подчеркнул, что предполагается новый формат взаимодействия государства и гражданина при назначении мер поддержки, который должен превзойти коммерческие информационные сервисы. Получить необходимые знания и навыки для решения столь амбициозной задачи специалисты региональных ведомств должны были во время обучения.
Оценить результаты – цифровые проекты команд – были приглашены директор Департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда Тарас Васько, заместитель директора Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Ян Талбацкий, заместитель директора Департамента информационных технологий Минтруда Вячеслав Пинчук, заместитель директора Департамента проектирования программного обеспечения ФКУ «Соцтех» Илья Смирнов и другие эксперты.
Наиболее перспективными с точки зрения реализации и целей цифровой трансформации были признаны проекты: цифровая платформа «Система долговременного ухода» и платформа электронного сертификата по предоставлению соцуслуг. Именно эти две инициативы прошли отбор в Лабораторию, где команда разработчиков помогла довести идеи до MVP на платформе «РегионТех». Это значит, что сервисы уже детально проработаны и могут быть внедрены в ближайшее время.
Проект «БлагоДарю», который подразумевает создание цифровой платформы «Система долговременного ухода», представил заместитель министра социальной политики Нижегородской области Денис Тараканов. По его словам, сегодня 4,1 млн человек нуждаются в социальном обслуживании, из них 2,6 млн (63%) не получают его и не состоят на учете. При этом даже в случае обращения за социальной помощью услуга привязывается не к жизненной ситуации, а к заявлению, которое необходимо подать в бумажном виде.
В результате трансформации определение нуждаемости в социальной помощи будет происходить в проактивном режиме – подача заявлений не потребуется вовсе, а срок получения услуги сократится с 30 до 7 дней с момента возникновения жизненной ситуации. Сами граждане смогут повлиять на сервис, оценив его и оставив обратную связь, по результатам которой будет корректироваться работа поставщиков.
Внедрять проект предполагается поэтапно: в Новосибирской области – в 2022 году, Липецкой и Нижегородской областях, Удмуртской Республике – в 2023 году, тиражирование на все регионы России запланировано на 2024 год.
В том же году может быть внедрена платформа электронного сертификата по предоставлению соцуслуг. Сервис также нацелен на перевод всех взаимодействий по предоставлению социальной помощи в электронный формат, сокращение времени предоставления услуг, повышение их качества и удовлетворенности граждан. Прототип был доработан на платформе «РегионТех». Результат презентовал Дмитрий Буйневич, заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Именно в Северной столице запланирован пилот на региональном портале государственных услуг.
Напомним, Минтруд России реализует цифровую трансформацию социальной сферы по принципам социального казначейства с прошлого года. В 2020 году уже была запущена система быстрых платежей для отдельных категорий граждан, в частности, для получения детских выплат в прошлом году достаточно было одного заявления – по сути, согласия на предоставление такой выплаты с указанием банковских реквизитов.
Тем не менее госслужащие продолжают совершенствовать сервисы, чтобы повысить удовлетворенность граждан. Так, по данным заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Никиты Соломина в период с 1 апреля по 15 октября было подано более 4 млн заявлений на выплату на детей в возрасте от 3-х до 7 лет. При этом только чуть больше 18% пользователей смогли заполнить форму за 15 минут, так как она включает в себя 90 полей, большинство из которых заявителю приходится заполнять самостоятельно. В результате команда проекта разработала дорожную карту, согласно которой выплату также можно будет получить проактивно. Внедрение принципов социального казначейства планируется до 1 июля 2022 года. Пилот будет реализован в 2 регионах, область масштабирования решения – вся Россия.
Перевести в электронный вид было предложено и ряд других услуг: расследование профессиональных заболеваний, передачу прав на государственное и муниципальное имущество, информирование о будущем размере пенсии и ее оформление, содействие занятости населения и кадровый документооборот, обработку и анализа статистической информации о состоянии комплексной реабилитации в регионах России. Главный принцип всех инициатив – клиентоцентричность, а значит все изменения приведут к повышению удовлетворенности граждан качеством соцуслуг.