«Поглощение сотовыми компаниями фиксированных операторов – одна из самых рациональных стратегических идей. Денег у сотовых операторов много, а вкладывать их особо некуда. Наиболее ожидаемые сделки – покупка МТС «Комстара» и «Вымпелкомом» «Голден Телекома», - считает аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Евгений Рябов. С ним соглашается Дмитрий Родионов из ИК «ФИНАМ»: «Количество услуг, связанных с предоставлением связи, - велико, и количество это постоянно растет. Если оператор зациклится только на одном узком сегменте, он очень быстро может оказаться "за бортом". Поэтому, основной упор, конечно,- это диверсификация и постоянный поиск новых ниш».
«Сосуществование сотового и фиксированного операторов может быть не только инвестицией. Думаю, что операторы будут предлагать варианты конвергентных услуг, на первых порах, может фрагментарно», - дополняет коллег Ирина Семенова из «Эдванст Аналитики». Кроме того, аналитики не исключают экспансии операторов в сегмент мобильного ритейла. «Одним из вариантов дальнейшего развития "Большой Тройки" является интеграция розничных сетей по продаже сотовых телефонов, которые, во многом, являются российской экзотикой», - считает аналитик ИК «Арбат Капитал» Сергей Фундобный.
При этом развитие сетей 3G участники организованной «ФИНАМом» конференции не рассматривают как основной тренд рынка сотовой связи. Свою оценку перспектив сегмента озвучил г-н Рябов: «В свете последних высказываний МТС – очень плохо. Напомню, что недавно МТС сообщила о решении отложить на несколько лет развертывание сетей 3G в Москве в связи с недостатком необходимых частот. Такие же планы существуют у «Вымпелкома» и «Мегафона». Это серьезный удар по перспективам 3G». Г-н Фундобный более оптимистичен: «Услуги 3G, безусловно, будут востребованы в крупнейших городах во главе с Москвой, однако экономическая эффективность полномасштабного развертывания сети 3G в России в текущий момент для меня неочевидна. Хотя, безусловно, на более длинном горизонте, скажем в 3-5 лет, новая технология, скорее всего, получит достаточно широкое распространение».
«Такое ощущение, что операторы ждут, когда же будут исчерпаны возможности роста (операционной деятельности и финансовых показателей) GSM. Последние два года они используют все больше экономические рычаги (маркетинговые подходы, межоператорские расчеты), которые очень хороши, просчитаны и дают ожидаемый операторами результат, но их действие должно скоро закончиться. Т.к. основные игроки рынка (МТС и Вымпелком) являются публичными компаниями, они вынуждены постоянно искать возможности для роста», - отмечает г-жа Семенова.
Еще одно потенциально перспективное направление – виртуальные операторы. «MVNO очень интересная бизнес модель, при этом неоднозначная. Это, скорее, нишевые игроки. В США после их бурного развития наблюдается спад - подобные услуги начинают все больше оказывать базовые операторы», - рассказал г-жа Семенова. «Думаю, первые игроки столкнутся с большими проблемами. И конкуренция будет вестись не на рыночном поле, а в области привлечения административного ресурса. В дальнейшем, когда основная часть рынка устаканится, начнется конкурентная мелкая корректировка областей, захваченных "тяжелой артилерией"», - уточнил г-н Родионов.