Российский рынок телекоммуникаций - 2020

Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2020-2025». Предлагаем Вашему вниманию предварительные итоги развития отрасли связи в 2020 году.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2020 году составил 1,73 трлн руб. Годовая динамика рынка составила -0,7%, это самый низкий показатель за всю современную историю телекоммуникаций – в период предыдущих кризисов рынок сохранял рост за счет того, что основные сегменты рынка на тот момент еще не достигли насыщения.

К негативной динамике привело снижение темпов роста в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного ТВНебольшой рост этих рынков не смог компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов.


Источник: ТМТ Консалтинг

Доходы от мобильной связи в 2020 году, по предварительным данным, выросли на 0,3% против 3,3% в предыдущем году. Основными причинами низкой динамики стали сокращение абонентской базы и падение доходов от международного роуминга.

По итогам 2020 года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России снизилось на 1,3% до 257 млн, проникновение составило 175%. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 3,5 млн. Это рекордно низкие показатели динамики за всю историю рынка. Падение абонбазы стало результатом режима самоизоляции, в течение которого сократились визиты абонентов в салоны связи – основной канал подключения новых абонентов. Другим фактором стало закрытие границ, что привело к сокращению числа находящихся в стране трудовых мигрантов, пользующихся на территории России услугами российских операторов.

Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2020 году достигло 61%. Абонентская база приросла на 2,1% помимо расширения операторами покрытия росту способствовало подключение в период самоизоляции новых абонентов, до этого довольствовавшихся мобильным подключением. Благодаря этому рост оказался выше прошлогодних 1,6%. Доходы в 2020 году приросли лишь на 1,1% против 3,9% годом ранее. Негативно на динамике сказался период второго квартала, когда операторы, при возросшем спросе на подключения, стремились привлечь абонентов за счет скидок. Другим негативным фактором стало требование правительства не отключать абонентов при нулевом балансе.

На рынке платного ТВ продолжилось снижение динамики подключений: прирост абонентской базы в 2020 году составил 1,6% при 2,5% годом ранее. Сказалось насыщение рынка – проникновение услуги составляет 81%. Драйвером роста выступают подключения к IPTV в пакете с широкополосным интернет-доступом, в то время как продолжается отток из кабельных сетей, а также наметился отток у крупнейших спутниковых операторов. Выручка за год приросла на 1,5% -существенно меньше прошлогодних 8,6%. В отличие от предыдущих лет в 2020 году лишь отдельные крупные операторы подняли цены на свои услуги. Кроме того, в сегменте IPTV вследствие предлагаемых операторами скидок произошло снижение ARPU.

За 2020 год от фиксированной телефонной связи отказались 2,3 млн абонентов, проникновение услуги упало на 3 п.п. до 27%. Доходы от фиксированной телефонии за год сократились на 11,6%.

В 2021 году, по крайней мере в 1 полугодии, на рынок продолжат влиять негативные факторы, связанные с пандемией. Вместе с тем в большинстве сегментов можно будет ожидать восстановительных тенденций. Абонентская база ключевого рынка мобильной связи вернется к росту, что в сочетании с частичным восстановлением сегмента роуминга обеспечит ускоренный рост доходов. В отсутствие негативных трендов 2020 года ускорится рост выручки от широкополосного интернет-доступа и платного ТВ. Часть предприятий, оценив преимущества удаленного формата работы, продолжит работать в комбинированном формате дом/офис и после окончания пандемии.

В прогнозном периоде динамика рынка будет в первую очередь определяться ценовой политикой операторов. Можно ожидать, что продолжится периодический пересмотр существующих тарифовТакже, по мере роста объемов потребляемого трафика и требований к пропускной способности сетей, операторы будут делать ставку на более дорогие скоростные тарифы на услуги, включающие проводной интернет-доступ, а в мобильном сегменте будут продвигаться тарифы с большим или безлимитным объемом трафика. Исходя из практики предыдущих лет можно ожидать сохранения на телекоммуникационном рынке устойчивого роста на уровне 2% в год. С большой вероятностью динамика прироста будет снижаться по мере исчерпания возможностей по увеличению средней доходности на абонента от услуг связи и роста в структуре операторских доходов доли ИТ и медиа.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: исследование рынка, телекоммуникации