Стартовал пятый сезон конкурсов в сфере космических технологий программы «Дежурный по планете»

Программа «Дежурный по планете» открыла прием заявок от школьников и студентов колледжей в возрасте 14-17 лет на серию конкурсов в сфере космических технологий 2022/2023 учебного года. Победители конкурсов бесплатно отправятся на финал – Космическую смену «Дежурный по планете 2023». Заявки на участие принимаются до 1 ноября 2022 г.

Организаторами программы «Дежурный по планете» выступают Фонд содействия инновациям, Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос» и Кружковое движение НТИ. Конкурсы проводятся при поддержке высокотехнологичных компаний и вузов: «Лоретт», «СКАНЭКС», «Братья Вольт» (VoltBro), «Спутникс», «Образование будущего», «Центр космических технологий и услуг», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет Пера Великого, НИИ механики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Решение реальных задач поможет школьникам и студентам погрузиться в самые современные методики инженерных и космических технологий и применить знания по физике, математике и другим школьным предметам. Победители программы смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ в рамках учета индивидуальных достижений при поступлении в ведущие вузы.

В финальном мероприятии – Космической смене «Дежурный по планете 2023», которая пройдет на базе одного из всероссийских образовательных центров, – примут участие 140 школьников. Они будут сформированы в команды, реализующие космические проекты под руководством экспертов космической отрасли.

В рамках программы «Дежурный по планете» проводится шесть конкурсов:

«Оперативный спутниковый мониторинг». Цель конкурса – создание наземных комплексов приема данных с метеорологических спутников в режиме реального времени с использованием беспилотных летательных аппаратов. Конкурсанты будут развивать навыки по проектированию, настройке и программированию инновационных приемных антенных систем, в финале командам предстоит решить реальные инженерные задачи с использованием инновационных технологий приема данных спутниковой съемки, в том числе с помощью БПЛА как устройства, несущего приемную часть комплекса.

«Космическая робототехника – Роверы». Командам предстоит собрать собственный ровер для покорения планет. При создании космического ровера потребуются следующие навыки: 3D моделирование, схемотехника, программирование Arduino и Python, работа с Linux/Robot Operating System.

«Terra Notum» – Всероссийский конкурс исследовательских, проектных и инновационных работ школьников в области инженерии космических систем и технологий. Проводится по двум номинациям: «Современное спутникостроение» и «Геоинформационные системы и технологии». Участники смогут принять участие в разработке космической миссии под формат спутниковой платформы CubeSat или разработать собственный прототип космического аппарата, поучаствовать в обучении нейронной сети для выявления мест с тяжелой ледовой обстановкой на территории российской Арктики, поработают в современных ГИС и веб-ГИС продуктах с картографическими материалами, данными дистанционного зондирования Земли с применением реальных спутниковых снимков.

«Цифровой лесничий». Командам предстоит познакомиться с беспилотниками и их полезной нагрузкой, научиться разбираться в особенностях лесного хозяйства и данных космической съемки, освоить специальное программное обеспечение и технологии, которые используются для контроля за незаконными вырубками, лесными пожарами и их тушением, информационной поддержки оперативных штабов и патрулирования лесного фонда. Участники освоят навыки дешифрирования, геоинформационного картографирования, экологического проектирования и работы с беспилотниками.

«Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект». Участникам предстоит решать задачи гибридной направленности: наблюдение, сегментация и классификация объектов акватории с использованием технологии глубоких сверточных нейронных сетей. Школьники смогут, сравнивая снимки разных лет, видеть, как меняются русла рек, образуются новые острова, пересыхают озера и наполняются водохранилища.

«Орбита – Прикладные космические системы». Участникам предстоит спроектировать собственную миссию космического эксперимента, который можно разместить на платформе сверхмалых аппаратов. Школьники смогут предложить свои идеи для экспериментов, конструкции и алгоритмов работы аппарата. Финалисты сформируют проектные команды и под руководством экспертов отрасли разработают прототип космического аппарата, который в рамках Космической смены пройдет летные испытания в стратосфере.

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: обучение, конкурс