Два года назад Всемирный банк подсчитал Индекс эффективной логистики, по результатам оценки которого Россия оказалась на 99-м месте. По качеству услуг отечественная логистика поднялась чуть выше – на 76-ю позицию. Главные проблемы, с которыми сталкиваются российские производители при организации перевозок и складского хранения, — непрозрачность бизнес-процессов и некомпетентность персонала. Следствием этого являются потери времени, сложности в отслеживании поставок и отгрузок, а также чрезмерно высокие затраты на логистику.
Чтобы избежать потерь, необходимо заблаговременно и точно планировать процессы хранения, поставки и отгрузки товаров. Для большинства крупных отечественных производителей, которые предпочитает услугам 3PL-операторов организацию собственных логистических отделов, такое планирование осложняется уникальностью каждой цепи поставок. Учесть все детали для каждого конкретного случая и смоделировать оптимальную логистическую инфраструктуру помогают такие инструменты, как anyLogistix.
AnyLogistix — это комплексный инструмент для проектирования, оптимизации и анализа цепей поставок, который совмещает в себе методы аналитической оптимизации и динамического моделирования. Разработанный The AnyLogic Company с учетом потребностей крупных производственных и логистических компаний, он дает возможность изучить цепь поставок в деталях и получить о ней наглядное представление на качественно новом уровне.
Главное преимущество anyLogistix перед другими инструментами оптимизации – объединение аналитической оптимизации и динамического моделирования в одной системе. Аналитические инструменты оптимизации сетей anyLogistix, реализованные с применением «движка» оптимизационного планирования IBM ILOG CPLEX, позволяют определить наиболее выгодную конфигурацию цепи с учетом имеющихся ограничений. Функциональность продукта предоставляет возможность составить мастер-план цепи поставок по периодам.
Аналитическая составляющая anyLogistix позволяет провести одноуровневый или многоуровневый гравитационный анализ, чтобы определить оптимальное количество узлов цепи поставок и их расположение. Для проведения анализа достаточно минимальных входных данных о расположении клиентов, спросе и продукции.
Далее полученные результаты оптимизации можно преобразовать в имитационную модель, чтобы проанализировать полученную цепь поставок в динамике. Для этого используется ведущий продукт для динамического имитационного моделирования ― AnyLogic. Технологии 2D и 3D анимации, GIS позволяют не просто задать схему процесса, но и сделать её понятной, прозрачной и легко проверяемой визуально.
Динамическое моделирование позволяет выявлять зависимость показателей от времени, случайных событий и взаимодействий элементов внутри цепи поставок. Таким образом, учитывается сложная логика работы и все критичные параметры цепи поставок в динамике. Оцениваются как масштабные процессы пополнения запасов, закупок, производства и перевозки товаров, так и внутренние процессы «узлов» цепи поставок: бизнес-процессы распределительных центров, планы помещений, затраты, ресурсы и расписания. В итоге динамическое моделирование позволяет понять, как успешно реализовать сформированный план цепи поставок.
«Совмещение этих технологий позволяет не только получить оптимальный план поставок, но и протестировать его на устойчивость к изменениям среды. Модели становятся более точными и понятными – достигается синергетический эффект от взаимодействия систем. За счет наглядности модель перестаёт быть “черным ящиком”, появляется возможность наглядно проанализировать процессы, отследить причинно-следственные связи. На выходе благодаря этому можно моделировать уникальные цепи поставок, не ограничиваясь общим анализом сети, а спускаясь до анализа каждого узла цепи поставок», — комментирует Алексей Талаев, руководитель департамента РАО ИТ-компании Navicon.
Системный интегратор Navicon планирует внедрить инструмент anyLogistix для того, чтобы клиенты компании могли наблюдать свои логистические процессы «в действии», выстраивать сценарии «что-если» — и, анализируя результаты, формировать максимально успешные логистические стратегии и адаптировать их к изменениям на рынке и в бизнесе.
По мнению специалистов интегратора, одним из основных конкурентных характеристик продукта станет скорость его внедрения: система не требует программирования, а все настройки выполняются аналитиком в интерфейсе самой программы. Используя уникальные объекты логистической сети, такие как распределительные центры, поставщики, потребители, транспортные средства и инфраструктура, аналитики могут создавать любую конфигурацию ТПС — как повторять существующую, так и проектировать новую.
«Navicon обладает обширной экспертизой в автоматизации крупных российских и международных производственных компаний. Мы ожидаем, что разработанное нами ИТ решение и годами накопленный опыт системного интегратора станут сильным тандемом, который поможет российским компаниям получать все преимущества от внедрения ИТ инструментов контроля за цепью поставок», — комментирует Сергей Суслов, директор по продажам The AnyLogic Company.