Спикерами выступили представители таких компаний, как Банк России, ПАО Сбербанк, СПАО «Ингосстрах», Банк ВТБ, ЕВРАЗ, СУЭК, ПАО Банк «ФК Открытие» и др. Гости форума также приняли участие в опросе, организованном компанией DIS Group.
По итогам форума были сформулированы следующие ключевые тренды в развитии российского бизнеса и IT-отрасли.
1. Эффективность компании в новых реалиях напрямую зависит от уровня цифровой трансформации на основе данных.
Технологии, основанные на анализе массива собственных данных компании, позволяют строить высокоточные предиктивные модели. Гибкость и скорость построения – ещё одно важное преимущество таких моделей. Благодаря этому высокоточные прогнозы можно получить в кратчайшие сроки даже в быстро меняющихся условиях.
При этом 50-70% эффекта цифровой трансформации приходится на внутреннюю монетизацию, т.е. на улучшение процессов внутри самой компании.
Алексей Луковников, директор Департамента управления данными, Банк России:
«Организации, которые развивают у себя практики управления данными – в частности, Банк России – легче проходят через кризисные моменты и адаптируются к ним. Работа с массивами качественных, правильно собранных, актуальных и достоверных данных позволяет проводить широкую аналитику, которая позволяет приоритизировать задачи и чётко понять, как в каждой конкретной ситуации использовать активы с наибольшей отдачей».
2. Цифровая трансформация не только не остановилась, но и продолжает расширяться на новые отрасли и новые виды данных.
Помимо традиционных лидеров – финансового сектора и телекоммуникаций, цифровую трансформацию активно развивают промышленные предприятия. По данным Правительства РФ, за минувший год уровень их цифровой зрелости вырос с 35% до 44%. Промышленность занимает 3 место среди отраслей по объёму инвестиций в цифровые технологии.
При этом возрастает роль управления данными, которое применяется в том числе для моделирования производственных процессов и принятия ключевых решений. Активно используются не только простые табличные данные, но и их новые виды, в т.ч. акустические и видеоданные.
Максим Феопентов, директор по развитию цифровых технологий, ЕВРАЗ:
«В металлургии в последнее время, помимо технологических данных из автоматизированных систем управления (АСУ ТП), все больше используется видео- и аудиоаналитика производственного процесса. К примеру, с помощью акустического мониторинга можно понять, что происходит в глубине сталеплавильного агрегата-конвертера на несколько сотен тонн жидкого чугуна. На этих данных строятся расчёты, которые помогают оптимизировать процессы и добиться более качественных характеристик продукции».
3. Основная задача импортозамещения – не воспроизвести в точности старые решения, а сформировать новый, более работоспособный стек процессов.
Важность этого тренда подчеркнули все ключевые спикеры форума – представители крупного бизнеса и IT-компаний. Необходимость перестройки процессов связана с глубокими изменениями, затронувшими рынок и лишь отчасти связанными с прекращением доступа к иностранному ПО.
Павел Лихницкий, генеральный директор, DIS Group:
«Изменения, затронувшие российские компании, не ограничились уходом западных вендоров. Меняется вся рыночная конъюнктура, перестраиваются бизнес-процессы. В этих условиях нет смысла пытаться воспроизвести старую парадигму на новом ПО. Цель бизнеса – сформировать новый, более работоспособный стек процессов, цель российских разработчиков – предложить подходящие для этого решения. Со своей стороны мы рады предложить компаниям линейку Plus7. Это полностью российский комплекс решений, позволяющий охватить все процессы, связанные с цифровой трансформацией».
4. Спрос на российское ПО продолжает расти. Наиболее востребованы вендорские решения в сфере управления данными и автоматизации бизнес-процессов.
51% представителей компаний – участниц форума отметили, что в их организациях импортозамещению подлежит более 50% всего ПО. Наибольший спрос наблюдается на российские решения для работы с данными (более 45%), а также управления предприятием и автоматизации (более 27%).
Большинство респондентов предпочитают переходить на коробочные решения от российских вендоров (71% в области автоматизации, более 62% в сфере управления данными). При этом 62% участников опроса позитивно воспринимают решения open source, отмечая, что те дают возможность создать продукт полностью «под себя».
Дмитрий Первухин, вице-президент, директор департамента развития учетных и аналитических систем банка «Открытие»:
«В России много, действительно много высококлассных IT-специалистов, которые вполне способны сами создавать неплохие решения. Именно это сейчас подталкивает многие компании в сторону собственной разработки ПО на замену иностранным аналогам. Большинству кажется, что такой путь позволит обойтись минимальными затратами, но это не так. Собственная разработка – это очень дорогостоящая инициатива, которую могут позволить себе не все. Именно поэтому рынку не обойтись без вендорских решений, в том числе платформ по автоматизации».
5. Управление знаниями становится новым трендом «эпохи турбулентности»
Современные инструменты управления знаниями позволяют эффективно и быстро реагировать на изменения даже в сложных условиях. По этой причине эти решения нередко применяют не только в коммерческих структурах, но и для экстренных служб. Опыт российских компаний показывает, что управление знаниями – важный фактор устойчивости для клиентоориентированного бизнеса.
Алексей Власов, Заместитель генерального директора по розничному бизнесу, СПАО «Ингосстрах»:
«Чтобы эффективно работать с клиентом, сотрудник страховой компании должен владеть информацией о сервисах компании в полном объёме. У нас свыше 35 000 штатных сотрудников и агентов, и обеспечить должный уровень их информированности стандартными средствами – то есть, через документы и регламенты – невозможно. Это стало особенно очевидно в период пандемии и изоляции, когда стандартные способы инфообмена между сотрудниками были серьёзно ограничены. Необходимо было развивать современные инструменты управления знаниями, которые позволяют передавать не просто общую информацию, но и важные нюансы на уровне компетенций. Поэтому я считаю инвестиции в управление знаниями одними из самых эффективных – особенно в кризисных условиях».