«Года два назад общий рынок был в районе 10 долл. Сейчас он в районе 15 долл., и это низшая планка», — рассказал о размере комиссии коммерческий директор петербургского филиала Tele2 Тимофей Ващилин. По его словам, сейчас в отличие от 2004—2005 годов фиксированной шкалы уже нет, операторы договариваются с дилерами по отдельности.
Г-н Ващилин отмечает при этом, что рост показателей операторов «большой тройки» вызван именно стремлением дилеров показать как можно большие продажи, не заботясь при этом о качестве привлекаемых абонентов. При этом Tele2, не повышая, по словам г-на Ващилина, отчислений дилерам, показывает снижение продаж. По данным AC&M, в октябре 2007 года оператор снизил свою долю в приросте абонентской базы в Санкт-Петербурге до 4%, хотя еще в августе она составляла 35%. «Началось все с лета, когда «МегаФон» собрал дилерскую конференцию и заявил, что начинает повышать дилерскую комиссию. Параллельно МТС и «ВымпелКом» начали то же самое, — рассказал источник, знакомый с вопросом. — В октябре по отношению к Tele2 это дало качественный скачок. Когда «большая тройка» довела вознаграждение до максимума, у Tele2 случился некий провал».
По данным РБК daily, в одной из федеральных розничных сетей плата операторов за подключение одного абонента составляет 29 долл. за pre-paid тарифы и 20—80 долл. за post-paid тарифы для МТС и «ВымпелКома». «МегаФон» выплачивает в Москве 600—1400 руб.
«С каждым годом количество новых абонентов сокращается, поэтому операторы заинтересованы в том, чтобы стимулировать ритейлеров на более активные действия по их привлечению, — объясняет Татьяна Москалева, PR-директор «Цифрограда». — Кроме этого, усилившаяся между операторами конкуренция порождает появление дополнительных инструментов мотивации ритейлеров, например, бонусов за увеличение продаж контрактов определенного оператора».
«Дилерское вознаграждение зависит от региона и тех задач, которые оператор ставит в этом регионе, — отмечает Людмила Игнатьева, PR-директор «Телефон.ру». — Например, перед Tele2 стоит задача по повышению доли рынка, поэтому у них в некоторых регионах самое высокое вознаграждение. В Нижнем Новгороде, где работают пять операторов, 38% всех наших подключений приходится на Tele2».
«Для меня нет ничего удивительного, что компании-лидеры стараются фиксировать свою долю, в том числе создавая интересные условия для дилеров, — отмечает президент «Евросети» Алексей Чуйкин. — В этом нет никакого чуда: ARPU растет, и у операторов есть больше финансовых возможностей, не ухудшая своих показателей, увеличивать дилерскую комиссию». По его мнению, показатель ARPU в среднем по рынку к 2010 году может вырасти в два-три раза. Средний же размер дилерского вознаграждения к этому времени может достичь 35—40 долл. По итогам 2007 года в России будет продано до 43 млн новых SIM-карт, полагают эксперты «Евросети».
Денис Лебедев,