Основные выводы по России
Онлайн-торговля остается одним из немногих секторов, продолживших расширение в реальном выражении в 2016 году. Большинство традиционных ретейлеров сообщили о снижении объемов продаж в реальном выражении в магазинах, и рост продаж наблюдался только по каналам онлайн-торговли.
Лидером по совершению онлайн покупок в России уже давно является сегмент бытовой электроники и компьютеров (отметили 47% респондентов). Заметна тенденция распространения онлайн шопинга в сегменте розничных продаж пищевых продуктов, отмеченном 14% опрошенных в России.
Несмотря на кризис, более важными факторами, влияющими на приобретение товаров именно в интернет-магазинах, являются удобство совершения покупок (по мнению 36% респондентов в Москве и Санкт-Петербурге и 25% опрошенных в других регионах России) и наличие широкого ассортимента, а не цены.
Мартайн Пейтерс, Партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России:
«Изменения потребительского поведения в России из года в год становятся все менее заметными, и это является признаком зрелости поведения российских потребителей, совершающих покупки в интернете.
На сегодняшний день поведение российских потребителей можно дифференцировать с учетом региональных различий и наличия альтернатив традиционным магазинам. Мы видим, что потребители в Москве предъявляют более высокие требования к скорости доставки и удобству совершения покупок, а клиенты, живущие в других регионах, обращают больше внимания на доступность товаров и наличие широкого ассортимента».
Исследование показало, что основной стимул роста – это увеличение частоты совершения покупок так называемыми поздними последователями (late adopters), которые совершают все больше и больше покупок онлайн.
В России, как и во всем мире, бурными темпами развивается сегмент мобильных продаж: мобильные сайты превратились в самый быстро растущий канал сбыта, и они ощутимо стимулируют увеличение объемов торговли.