GPS-приемник вкупе с мобильным устройством с установленным на нем приложением "Яндекс. Карты" позволяет водителю передавать через оператора сотовой связи координаты, направление движения и скорость автомобиля в аналитический центр "Яндекса". Его работники, проанализировав полученную информацию, обозначат на "Яндекс. Картах" уровень загруженности дорог.
"Теперь мы начинаем собирать информацию от автомобилистов во всех тех десятках городов, где есть покрытие "Яндекс. Карт", - рассказал журналистам на вчерашней пресс-конференции генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож. Помимо автомобилистов данные о пробках "Яндекс. Картам" сообщает информационное агентство "СМИлинк", покупку которого ведет "Яндекс" (см. новость ComNews от 17 июня 2008 г.). "В дальнейшем мы также планируем получать информацию об интенсивности дорожного движения от централизованных источников, например таксопарков, курьерских служб и т.д.", - отмечает Аркадий Волож.
По словам исполнительного директора аналитической компании Direct Info Алексея Кондрашова, "точность данных будет зависеть от числа пользователей услуги". "Картину дорожного движения в первую очередь формируют сами пользователи, - говорит руководитель сервиса "Яндекс. Карты" Мария Лауфер. - Как показал наш опыт в Москве, у них это неплохо получается". Она уточнила, что ежедневно несколько тысяч столичных автомобилистов делятся с "Яндексом" информацией о пробках".
"Услуга будет востребована в городах-миллионниках, где высок уровень проникновения автомобилей", - уверен Алексей Кондрашов. "Во-первых, уровень проникновения GPS-устройств высок не только в Москве, - поясняет руководитель отдела исследований компании Sup Fabric Борис Овчинников. - Во-вторых, пользователей мобильным Интернетом в регионах больше, чем в Москве. Это связано с труднодоступностью и дороговизной широкополосного доступа в Интернет за пределами столицы".
На сайте одного из конкурентов "Яндекса" - компании "Рамблер" аналогичный сервис, "Рамблер-Пробки", запущен в середине апреля 2008 г. "Источником сведений о состоянии дорог для нас является компания "77.ру", которая в своей работе использует данные ГИБДД и частных пользователей", - рассказал репортеру ComNews руководитель маркетингового направления группы "Поиск и навигация" Сергей Сергеев. Так же как "Яндекс", "Рамблер" нацелен и на региональные рынки. "Мы планируем показывать пробки не только по Москве и Подмосковью, но и для других регионов", - рассказал репортеру ComNews Сергей Сергеев.
В работе сервиса "Рамблер-Пробки" также используются данные, полученные от автолюбителей. "Для сбора таких данных применяется система "Пробковорот", - комментирует Сергей Сергеев. - Эта система собирает данные непосредственно от участников движения, у которых на их КПК с GPS установлена соответствующая программа и которые согласны передавать данные о своих передвижениях".
По словам Сергея Сергеева, сервис "Рамблер-Пробки" в 2,5 раза увеличил посещаемость проекта "Рамблер - На Карте".
На взгляд Бориса Овчинникова, пока "Рамблер-Пробки" не конкурент аналогичному проекту "Яндекса": "Сервис "Рамблера" только стартовал, а "Яндекс. Пробкам" уже несколько лет, к тому же "Яндекс" более посещаем". "Помимо "Рамблера" существовал ряд сервисов, построенных энтузиастами на простом обмене информацией, но и они не конкуренты "Яндексу", - подытоживает Борис Овчинников.
Татьяна Капустина