"Сберкарт" сменит имя/ Платежная система избавляется от ассоциаций со Сбербанком

Платежная система "Сберкарт", на базе которой планируется создать российского конкурента международным Visa и MasterCard, завершает ребрендинг. Новое название, по замыслу топ-менеджеров компании, исключит ассоциации с крупнейшим собственником — Сбербанком и сделает "Сберкарт" более привлекательной для участия в системе крупных банков. Однако, по мнению участников рынка, расширению позиций "Сберкарт" на рынке мешает не столько название, сколько технологии и сложная система принятия решений в Сбербанке.

Вчера состоялось собрание совета директоров расчетной платежной системы "Сберкарт". По информации источников "Ъ" в компании, на повестку заседания был вынесен вопрос об утверждении нового бренда платежной системы. Новое название в ближайшее время будет зарегистрировано в Роспатенте, подтвердил "Ъ" начальник управления маркетинга и развития "Сберкарт" Игорь Кононов. Пресс-секретарь компании Татьяна Забродина также сообщила "Ъ", что процесс смены бренда вступил в завершающую стадию. Однако официально объявить о новом бренде в компании будут готовы не раньше июня. От дальнейших комментариев, в том числе по новому названию системы, представители "Сберкарт" отказались. По информации "Ъ", одним из рабочих вариантов нового названия было "Роскарта", но оно еще не утверждено.

Российская платежная система "Сберкарт" создана в 2005 году на базе собственной платежной системы Сбербанка. Он же является крупнейшим акционером (26%) "Сберкарт". Остальные пакеты распределены между шестью банками. Принципиальными членами системы являются 15 банков. Объем эмиссии "Сберкарт" на 1 октября 2007 года — 3,2 млн штук. Операции по обслуживанию карт системы проводятся более чем в 9,3 тыс. пунктов выдачи наличных и 9,8 тыс. банкоматов.

О намерении "Сберкарт" провести ребрендинг было официально заявлено в сентябре прошлого года в связи с планами по расширению работы системы. Как отмечал тогда президент "Сберкарт" Александр Капустин, "первоначально название платежной системы отражало состояние проекта, когда Сбербанк был единственным полноценным эмитентом и эквайером карт". Как сообщили "Ъ" вчера в руководстве одного из банков-акционеров "Сберкарт", главная цель ребрендинга — устранение ассоциации платежной системы с ее основным собственником Сбербанком. "Крупные банки не хотят развивать бренд Сбербанка, поэтому не стремятся к участию в системе, что препятствует ее развитию,— отметил собеседник "Ъ".— Кроме того, ассоциации с конкретным банком мешают позиционированию "Сберкарт" как общероссийской платежной системы".

"Сберкарт" необходимо участие крупных банков: на фоне Visa и MasterCard, членами которых являются сотни банков, российская платежная система выглядит бледно. За все время ее существования единственным крупным банком, согласившимся на принципиальное участие, стал Транскредитбанк (см. "Ъ" от 17 января). Однако его участие ограничено лишь эквайрингом карт. Остальные 14 банков—участников системы не входят даже в сотню крупнейших.

Опрошенные "Ъ" участники карточного рынка считают, что смена названия вряд ли сможет привлечь большое количество новых крупных участников в "Сберкарт". По словам экспертов, основные проблемы, мешающие развитию национальной платежной системы на базе "Сберкарт", связаны не с брендом. "Применение этой карты ограничено технологически — работой системы исключительно с микропроцессорными картами,— считает начальник управления пластиковых карт Собинбанка Андрей Фролов.— Поэтому большинство банков сейчас предпочитают эмитировать карты международных платежных систем Visa и MasterCard". Он добавляет, что проблема развития "Сберкарт" это отсутствие четкой стратегии со стороны государства, а также "тяжеловесная система принятия решений в Сбербанке".

Между тем сама идея создания на базе "Сберкарт" национальной платежной системы участникам рынка кажется разумной. "Ребрендинг может стать началом стратегических изменений в "Сберкарт",— считает предправления группы "Центр финансовых технологий" (включает платежную систему "Золотая корона") Александр Погудин.— Это не решит всех проблем, но может придать бизнесу новый импульс для развития".

Елена  Пашутинская



Тематики: Маркетинг, Кадры, Финансы

Ключевые слова: