Роботы от PIX Robotics повышают продуктивность процессов Главгосэкспертизы России

Роботизацией рутинных процессов Главгосэкспертиза России занимается с 2019 года. Именно тогда появились первые гипотезы о том, что RPA может дополнить автоматизацию бизнес-процессов и помочь освободить работников от типовых, не требующих принятия сложных решений, задач. Команда Главгосэкспертизы России провела анализ рынка RPA-платформ и остановила свой выбор на решении PIX RPA от PIX Robotics – российском разработчике программного обеспечения.

«Эта платформа приятно удивила своей нативной интеграцией с 1С, продвинутой студией разработки, высокими темпами развития и возможностью прямого взаимодействия с вендором и партнерами (в том числе для оперативной помощи, обратной связи, участия в обучении и митапах)», – отметил начальник отдела развития информационных систем Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России Николай Горский.

Процесс создания реальных роботов, помогающих в исполнении обеспечивающих процессов Главгосэкспертизы России, был инициирован в 2020 году. Команда Главгосэкспертизы России, состоящая из работников Центра цифровой трансформации и Финансово-экономического управления, создала и запустила в промышленную эксплуатацию программного робота, работающего с публикуемыми платежными поручениями. Благодаря применению технологии скорость обработки документов увеличилась более чем три раза, удалось освободить специалистов от рутинных задач и исключить ошибки, связанные с человеческим фактором.

В связи с тем, что Главгосэкспертиза России подпадает под требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", часть бухгалтерских документов (платежные поручения, акты, товарные накладные), отвечающих определенным признакам, необходимо опубличивать, т.е. размещать скан-образы документов и необходимой информацией в Единой системе в сфере закупок. Неразмещение указанной информации является административным правонарушением, ответственность за которое определена в размере до 300 000 рублей за каждый неразмещенный документ. Таким образом, человеческая ошибка в этом процессе может «стоить» любой компании очень дорого. Стоит отметить, что из-за масштабной централизации обеспечивающих процессов Главгосэкспертизы России, начатой в 2019 году, количество обрабатываемых в ручном режиме документов многократно возросло. Так, сотрудник финансово-

экономического управления каждое утро тратил в среднем около 60 минут на аналитику, отбор и рассылку по структурным подразделениям Учреждения требуемых к публикации документов, на заполнение необходимых данных для дальнейшей публикации. После запуска робота в промышленную эксплуатацию указанный процесс полностью роботизирован, работник из него исключён. Скорость выполнения задачи выросла в несколько раз при отсутствии ошибок.

Помимо экономической эффективности современное бизнес-решение принесло Главгосэкспертизе России победу на Всероссийском конкурсе «Лидер конкурентных закупок 2020». Проект учреждения был выбран лучшим в специальной номинации «За внедрение роботизации в закупочную деятельность». В конкурсе принимали участие 247 федеральных и региональных компаний из разных отраслей. По словам начальника отдела закупок финансово-экономического Управления Главгосэкспертизы России Юлии Филюшкиной, победа в конкурсе стала дополнительным стимулом для дальнейшего развития проекта по роботизации. «Мы не планируем останавливаться на достигнутых результатах. У нас уже есть шорт-лист из более чем 50 процессов, требующих оперативной роботизации. Важно обратить внимание, что процесс развития внедрения RPA в рутинные процессы идет от самих сотрудников Учреждения и охватывает не только финансовую деятельность Учреждения», - подчеркнула Юлия Филюшкина.

К концу первого квартала 2021 года команда Главгосэкспертизы России по внедрению RPA роботизировала еще несколько процессов. Среди них можно отметить робота, который готовит акты сверки с контрагентами и выполняет в зависимости от поставленной задачи сплошную, либо выборочную их проверку; робота, проверяющего по заданному алгоритму поступление платежей по доходным договорам Учреждения и формирующего специальный отчёт для внутреннего использования.

По словам Николая Горского, технология RPA показала свою применимость в Учреждении и зачастую является более эффективным инструментом оптимизации процессов (финансовых, бухгалтерских, кадровых и др.), чем их частичная либо полная автоматизация или сложный реинжиниринг, связанный с подбором персонала, их обучением, разработкой регламентирующих документов. Роботизация может быть, как уместным тактическим ходом, так как наиболее эффективна для задач «здесь и сейчас», так и вписываться в модель целевой реализации, в стратегию цифровой трансформации Учреждения. Николай Горский подчеркнул, что Главгосэкспертиза России планирует развивать внутренний центр компетенций по роботизации рутинных процессов, вовлекать в решение задач их функциональных заказчиков и иных стейкхолдеров, использовать новые технологии и инструменты (машинное зрение, искусственный интеллект, process mining), которые интегрируются в RPA-платформы.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные технологии в государственных органах, RPA