Главный вывод исследования — российские софтверные компании, работающие на рынке B2B, стали намного больше интересоваться рынками дальнего зарубежья (или стремятся расширить продажи на этих рынках, если они там уже присутствуют).
74% респондентов находятся в процессе создания экспортных продуктов, а 65% не только указали на существование таких разработок, но и дали краткие описания разработанных решений.
Из тех компаний, продажи которых прежде ограничивались Россией и странами ближнего зарубежья, 12% планируют впервые выйти на рынки дальнего зарубежья в 2017 г. (в 2018 г. - 14%).
Не более 10-15% российских компаний разработчиков ПО пока не готовы к международной экспансии. Они либо создают решения только для отечественного рынка, либо работают за рубежом с узким кругом клиентов, расширять который не намерены.
Следовательно, 85-90% компаний рассматривают свою экспансию за рубежом как возможную стратегию развития в будущем. При этом в настоящее время на рынках дальнего зарубежья работает не более 60% софтверных компаний России, примерно половина которых разрабатывает не собственные программные продукты, а предоставляет услуги по разработке заказного программного обеспечения.
Стремление или желание ориентированных на внутренний рынок компаний осваивать дальнее зарубежье связано, прежде всего, с тем, что продажи в России не растут темпами, которые существовали до 2009 г. (в последние 2-3 года у многих они сократились не только в долларовом выражении, но и в рублевом). Скорее всего, о ежегодном росте внутреннего рынка более чем на 10% можно забыть. Высокий рост может обеспечить только экспорт.
По итогам 2016 г. оборот опрошенных компаний, которые не присутствуют на рынках дальнего зарубежья, увеличился на 8,6% (прогноз на 2017 г. — +13,5%). В то же время совокупный оборот опрошенных компаний, которые работают на рынках дальнего зарубежья, возрос на 20%, а в 2017 г. ожидается его увеличение на 19%.
Как показывают результаты ежегодного исследования «РУССОФТ», в предыдущие 2 кризисных года эта разница была еще больше. Например, в 2014 г. у опрошенных компаний с долей экспорта менее 10% (это те разработчики, которые ориентируют только на Россию и на ближнее зарубежье) оборот вырос на 4% в долларовом выражении, а у компаний с долей экспорта более 50% - на 25%. В 2015 г. ориентация на внутренний рынок привела даже к падению дохода компаний на 34% (если экспорт обеспечивает более половины оборота, то прирост составил 22%).