Rukami — серия фестивалей по всей стране, на которых собираются мейкеры, изобретатели, стартаперы и все те, кто хочет приближать высокотехнологичное будущее своими руками. Здесь можно встретить друзей и единомышленников, обменяться опытом и идеями, спросить совета, узнать о трендах и возможностях экосистемы НТИ. А для тех, кто не знаком с техническим творчеством — попробовать на практике сразу множество направлений и выбрать то, что интересно.
Ключевое событие проекта — Московский международный киберфестиваль Rukami — прошло одновременно в онлайн и офлайн сразу в нескольких регионах России и превратилось в масштабный интерактивный киноквест о вселенной города будущего Метаполиса. Путь зрителей начинался с Погружения — уникального 3D-пространства с яркими образами и различными пасхалками для самых внимательных пользователей. После прохождения участником опроса при погружении, система подбирала ему аватара-жителя города. И теперь от пользователя зависело, как сложится судьба его героя. Независимо от киноквеста, гости Метаполиса могли свободно перемещаться по футуристичным локациям города, созданным Студией Артемия Лебедева, заходить на самые интересные для себя активности: выступления российских и зарубежных спикеров, мастер-классы от мейкеров, художественные инсталляции, батлы и дискуссии, бои роботов и гонки дронов.
Главной особенностью онлайн-фестиваля стала геймификация, которая позволила привлечь и удержать внимание целевой аудитории — детей и подростков, которые тяжело концентрируются и быстро теряют интерес к стандартным форматам взаимодействия в сети.
Весь контент киберпространства был распределен по тематическим районам Метаполиса. У каждого — свое нетривиальное название и уникальный леттеринг.
Например, Гравити Холл — главная зона притяжения созданного мира. Здесь выступали хедлайнеры Фестиваля: писатель-фантаст Питер Уоттс, легендарный геронтолог Обри ди Грей, разработчик видеоигр и космический турист Ричард Гэрриот, евангелист терапевтического подхода к геймингу Джейн Макгонигал и др.
Свой собственный лекторий организовали участники Кружкового движения, где рассказали об учебе, техническом творчестве, экосистеме НТИ, кружках, стажировках и своем профессиональном будущем от первого лица. Кеннет Смит, аэрокосмический инженер, работавший в NASA и SpaceX, поделился секретом, как простому школьнику из глубинки стать ведущим инженером крупнейшей частной аэрокосмической компании. Алексей Фёдоров, руководитель научной группы Российского квантового центра и профессор Московского физико-технического института, рассказал о квантовом блокчейне. Организованы увлекательные баттлы о перспективах технологической и социальной революции.
В других разделах можно было поуправлять аватарами популярных блогеров и увидеть Крым, Дагестан и Москву с высоты птичьего полета, посмотреть соревнования мейкеров и много другое.
Фестиваль включал не только инженерные разработки, но и междисциплинарные проекты на стыке искусства и технологий. Например, «Эффект водорослей» — DIY-модель фотобиореактора с водорослями, созданная художниками вместе с четырьмя командами мейкеров, энтузиастов и экспертов. Влиять на жизнедеятельность модели посетители фестиваля могли онлайн, не выходя из дома.
В конце первого дня зрители увидели онлайн-концерт с участием популярных музыкальных групп «Кис-Кис» и Sirotkin. А на закрытии сыграла цифровая «Колыбельная Граймс», созданная Дмитрием Евграфовым для приложения Endel совместно с одной из главных поп-музыкальных футуристок Граймс.
Более 60 000 зрителей присоединилось к 220 активностям на Московском международном киберфестивале Rukami 28-29 ноября и более 4 000 гостей посетили 296 офлайн-мероприятий в эти дни. В 2020 году по итогам проекта Rukami к Кружковому движению присоединились 72 830 участников, что более чем в 10 раз превысило прошлогодние показатели.
Фестивали идей и технологий Rukami в 2020 году также прошли в 15 городах: в Ростове-на-Дону, Якутске, Томске, Курске, Красноярске, Казани, Комсомольске-на-Амуре, Тамбове, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Белгороде, Великом Новгороде, Воронеже и Рязани. Их посетили свыше 70 тысяч человек.