Правительство РФ поручило Минпромэнерго, Минобрнауки, Федеральной службе безопасности и Федеральной службе охраны рассмотреть вопрос о развитии производства отечественного криптографического оборудования. О результатах рассмотрения эти ведомства должны до 1 декабря 2007 года доложить в правительство РФ.
В прошлый четверг глава Мининформсвязи Леонид Рейман отчитывался перед кабинетом министров о результатах работы своего ведомства. Председатель правительства Михаил Фрадков упрекнул г-на Реймана в том, что очень немногие российские ИТ-компании стали заметными игроками мирового рынка. Оправдания Леонида Реймана выглядели не вполне убедительно — он привел в качестве примеров успешных выходов российских компаний только «Лабораторию Касперского» и неназванную компанию из Новосибирска, специализирующуюся на производстве виртуальных серверов. В ходе последующей дискуссии министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил, что достойно представить Россию на мировом ИТ-рынке могли бы российские фирмы, специализирующиеся на решениях в области криптографии. Михаил Фрадков одобрил эту идею и даже предположил, что криптографическим компаниям можно было бы предоставить налоговые или другие льготы.
Участники рынка относятся к неожиданно возникшему интересу правительства к криптографии достаточно настороженно. «Если бы мне выделили деньги на то, чтобы развивать какой-то из секторов российского ИТ-рынка, я бы подумал о криптографии, наверное, в последнюю очередь, — говорит президент Leta IT-company Александр Чачава. — Во-первых, это очень нишевый рынок, в России его объем едва ли превышает 10 млн долл. Во-вторых, российским компаниям будет непросто убедить зарубежных клиентов доверить им свою конфиденциальную информацию. КГБ по-прежнему один из самых раскрученных на Западе «брендов», а сейчас тема вмешательства правительств различных стран в дела бизнеса и попытки спецслужб получить доступ к конфиденциальной информации — очень горячая тема на мировом рынке».
Коммерческий директор компании «КриптоПро» Игорь Курепкин не согласен с этой точкой зрения. «По большому счету, у людей есть выбор только между производителями из США и России. Америка также является страной с весьма агрессивными спецслужбами, так что у покупателей криптографической продукции не меньше причин опасаться, что американцы попробуют получить доступ к их информации». По мнению Игоря Курепкина, основным препятствием является запрет на экспорт средств шифрования без специального разрешения спецслужб. Шифровальные технологии с длиной ключа более 56 бит занесены в список товаров и технологий, которые могут быть использованы для создания вооружений и военной техники и подлежат экспортному контролю.
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова говорит о высоком уровне российских разработчиков средств криптографической защиты. «Подавляющее большинство российских компаний, работающих в сфере криптографии, созданы на базе команд, ушедших из ФАПСИ, у них очень высокий технический уровень, но они довольно слабы в области маркетинга и технологии продаж, — говорит она. — Если вложить средства в развитие этих направлений, то российские криптографические продукты будут пользоваться большим спросом за границей».
Антон Бурсак