Основная задача мониторинга – проследить динамику развития проектов GenerationS и наладить механизм получения обратной связи, чтобы иметь возможность более эффективно работать с сообществом выпускников, предлагая им максимально полезные и актуальные инструменты поддержки. Среди параметров оценки – динамика развития бизнеса с точки зрения объема выручки, количество сотрудников, объем привлеченных инвестиций и грантов, география бизнеса, участие стартапов в жизни регионов и т.д.
Акселератор GenerationS прежде всего ориентирован на работу с молодыми компаниями, которые находятся на начальном этапе развития. Возраст 26% стартапов-выпускников не превышает 2 лет, 30% – от 2 до 4 лет, еще 16% составляют компании, которые ведут свою деятельность 5-6 лет. В командах большинства стартапов (54%) работает менее 10 человек. Прохождение акселерации позволяет начинающим «протокомпаниям» сделать качественный скачок и перейти на следующую стадию развития. Согласно результатам мониторинга, доля компаний на предпосевной стадии после участия в GenerationS сократилась с 34% до 8%, на посевной – с 32% до 21%. Количество компаний на стадии раннего роста, напротив, возросло в три раза, на стадии расширения – более чем в семь раз. Стартапы GenerationS работают в таких отраслях, как фармацевтика, сельское хозяйство, телекоммуникации, нефтегазовая отрасль, промышленное производство и приборостроение.
Результаты мониторинга показали, что компаниям-выпускникам акселератора удалось привлечь 1,13 млрд руб. инвестиций , несмотря на длинный инвестиционный цикл наукоемких проектов. Из общего объема 54% сделок совершено с участием венчурного капитала, 25% – с участием бизнес-ангельского капитала, 21% – с привлечением стратегических партнеров из числа корпораций. Рыночная оценка стартапов GenerationS, рассчитанная на основе данных о совершенных сделках и привлеченных инвестициях, составила 2,2 млрд руб. В 2015 году суммарная выручка компаний превысила 1,2 млрд руб. Около 44% выпускников ежегодно увеличивают выручку в среднем в два раза.
Благодаря переформатированию GenerationS в линейку корпоративных акселераторов в 2015 году, выпускники GenerationS начали активно работать с корпорациями. В настоящий момент 69 стартапов реализуют совместные проекты с более 20 российскими и международными компаниями, включая НПО «Сатурн», ГК «Мортон», ГК «Эфко», Ростелеком, МТС, Красцветмет и др.
Мониторинг РВК также позволил оценить уровень интеграции стартапов в университетскую экосистему: более четверти всех компаний-респондентов (26%) созданы на основе университетских разработок. В число наиболее активных университетов-поставщиков перспективных наукоемких проектов вошли МГУ, МГТУ, Самарский университет, Университет ИТМО и МФТИ. 22% компаний-выпускников по-прежнему пользуются университетской инфраструктурой: бизнес-инкубаторами, технопарками, фаблабами, инжиниринговыми центрами. 24% – плотно взаимодействуют с вузами по кадровым программам и берут на стажировки и на работу студентов и выпускников, 12% – участвуют как менторы и эксперты в университетских программах развития предпринимательства.
География стартапов GenerationS охватывает не только Москву (90 проектов) и Санкт-Петербург (23 проекта), но и крупные региональные центры. Большинство компаний продолжают вести бизнес, имея основой офис в своем родном регионе. К городам с наибольшим количеством выпускников GenerationS относятся Екатеринбург (18), Татарстан (17), Самара (11), Новосибирск (11), Пермь (11). Около 10% стартапов после окончания акселерационной программы перевезли свой бизнес в другой регион. 37% участников GenerationS успешно работают на зарубежных рынках.
«Через различные программы развития стартапов, которые реализует РВК, ежегодно проходит более 3000 проектов. Мониторинг позволяет нам отслеживать поддержанные нами команды и их показатели в долгосрочной перспективе и адаптировать наши программы под актуальные потребности их участников, – комментирует заместитель генерального директора РВК Гульнара Биккулова. – Статистика, которую мы получили, специфическая, так как в рамках GenerationS мы работаем в основном с наукоемкими проектами на очень ранних стадиях, ориентированными на корпоративных заказчиков. Тем не менее мы надеемся, что эти данные будут полезны для организаторов и других программ развития технологического предпринимательства».
Мониторинг РВК также позволил выявить проблемы, с которыми сталкиваются высокотехнологические стартапы. Согласно результатам опроса, одним из главных барьеров развития молодого технологического бизнеса остается сложность доступа к инвестициям для наукоемких проектов (22%). Более 15% стартапов также указывают на трудности с продажами в корпоративном сегменте: высокотехнологичная продукция часто не имеет рынков сбыта из-за инертности крупных корпоративных заказчиков, недоверия к малым инновационным компаниям и длительного цикла принятия решений. В топ-3 проблем предпринимателей вошел также дефицит кадров: 12% респондентов отметили, что сталкиваются с проблемой поиска квалифицированных профессионалов под решение своих задач. Среди других распространенных проблем – бюрократия, несовершенство законодательства, трудности с запуском производства и поиском поставщиков.
Компании также ответили на вопрос, в решении каких проблем могут помочь программы институтов развития и акселератор GenerationS. 35% молодых предпринимателей уверены, что основной задачей государственных программ поддержки стартапов должна стать помощь в нетворкинге, налаживании связей с заказчиками из числа крупных корпораций и стратегическими партнерами. 34% также ждут от институтов развития образовательной и экспертной поддержки: помощи в «упаковке» продукта, получении базовых навыков ведения бизнеса. 20% предпринимателей рассчитывают получить от государства помощь в привлечении инвестиций. Среди других потребностей предпринимателей – продвижение и PR (10%), тестирование и валидация бизнес-идеи (7%), помощь в выходе на зарубежные рынки (3%).