О том, что министерство экономики Белоруссии направило письмо операторам мобильной связи, в котором предложило пересмотреть повышение тарифов, которое с начала года составило 18%, и вернуться к прежним расценкам, рассказал глава ведомства Николай Зайченко. "В противном случае минэкономики как антимонопольный орган будет вынуждено включить GSM-операторов в перечень монополистов",— пообещал господин Зайченко.
В начале февраля сотовые операторы МТС (49% принадлежат МТС, 51% у правительства Белоруссии), "Велком" (70% материнской компании принадлежат австрийской Telekom Austria Group) и "БелСел" (один из учредителей — голландская компания CIB BV) заявили о повышении тарифов в связи с проведенной в начале 2009 года девальвацией курса национальной валюты на 20%. По данным Национального банка Республики Беларусь, с 1 января по 24 февраля 2009 года курсовая стоимость белорусского рубля снизилась на 28,86% — до 2835 руб. за доллар.
Вчера директор департамента общественных связей МТС Елена Кохановская напомнила, что мажоритарным акционером белорусской МТС является государство. Впрочем, белорусский рынок не является ключевым для МТС: абонентская база оператора в третьем квартале 2008 года составляла 4,16 млн активных SIM-карт. Это почти в 15 раз меньше количества абонентов МТС в России и в 4,5 раза меньше, чем на Украине. Тем не менее, по данным самой МТС, компания занимает 52% местного рынка. Компания не раскрывает выручку в Белоруссии, так как в местном операторе самой МТС принадлежит лишь 49%, а остальное — государству.
Повышают тарифы и украинские операторы. 10 февраля "МТС-Украина" объявила о повышении платы за соединение на 29% — с 27 до 33 коп. (1,4 российского рубля). "Украинские радиосистемы" (оказывают услуги под брендом Beeline) поменяли условия предоставления услуг международного роуминга, в результате чего в зависимости от зоны тарифы выросли в 1,5-2 раза. Местные чиновники пока что о готовности регулировать тарифы сотовых операторов не заявляли.
Следить за ростом тарифов сотовых операторов обещают и российские чиновники. В прошлую пятницу министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что ведомство совместно с ФСТ и ФАС будет принимать меры в случае картельного сговора операторов связи по повышению цен. Как уже сообщал "Ъ" 19 февраля, о повышении цен в ряде регионов на 25-100% в зависимости от тарифного плана объявил "Вымпелком".
ФАС может вмешаться в ценообразование российских операторов, считает адвокат юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков. "Даже если компания не признана монополистом, ФАС может это сделать. Для этого нужно лишь так повысить тарифы, чтобы это сказалось на конкуренции. В случае признания оператора монополистом он обязан согласовывать тарифы в ФАС",— напоминает господин Усков. По его словам, в синхронности повышения тарифов операторами "большой тройки" ФАС может выявить признаки сговора. "В этом случае могут быть наложены жесткие санкции — например, штраф в виде процента от выручки",— говорит Вадим Усков. Начальник департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Богданов считает, что повышения тарифов в СНГ избежать вряд ли удастся: "Операторы вынуждены повышать цены, так как у них высокая долларовая долговая нагрузка. Скорее всего, повышать цены они будут не по всем тарифам, вероятно, останутся дешевые тарифы с небольшим числом функций для малообеспеченных граждан".
Александр Малахов, Инна Ерохина; Сергей Горбачев