Одним из главных признаков современной действительности можно назвать интернет-потребление. По данным Data Insight в 2020 году общий объем e-commerce в нашей стране составил 2,7 трлн рублей. Любопытно, что даже при такой внушительной цифре российский рынок по объему электронной торговли находиться лишь на девятом месте в мировом рейтинге, что лишний раз подчеркивает глобальный масштаб этого тренда.
Столь массовый переход в онлайн, еще и на фоне падения популярности традиционного розничного ритейла, требует соответствующего изменения инфраструктуры объектов торговли. Именно складская недвижимость стала тем сектором, который активнее всего начал видоизменятся в след за потребностями e-commerce. С одной стороны огромные объемы продукции, а с другой необходимость максимально быстро организовать ее доставку до конечного клиента, стали определяющими факторами на этом рынке. В результате спрос на технологии современного фулфилмента резко вырос, ведь он помогает решать сразу несколько ключевых задач e-commerce. Во-первых, автоматизация практически полностью исключает ошибки при сборе заказов, что экономически очень важно при работе с такими объемами. Во-вторых, новейшие технологии в этой области позволят в дальнейшем решить проблему нехватки рабочей силы. Уже сейчас на подобных объектах одновременно работают тысячи, а иногда десятки тысяч людей, так что расширять штат до бесконечности у онлайн-ритейлеров возможности не будет.
Для решения этих задач склады оборудуются конвейерными линиями, шаттлами, автоматически управляемыми тележками. Это позволяет снизить зависимость от количества сотрудников, так как повышается их эффективность: меньше времени тратится на длительные перемещения по складским пространствам, а все необходимые товары приезжают к ним автоматически. Кроме того, фулфилменты оснащаются специальными устройствами – сортерами, которые представляют из себя конвейерную ленту, состоящую из секций-сталкивателей. С помощью этого механизма, выгруженные на ленту товары распределяются по нужным ячейкам, расположенным сбоку или снизу от линии. В результате автоматизации позволяет собрать и отправить пол миллиона заказов в сутки из 3 миллионов уникальных позиций из одного фулфилмент-центра. В перспективе функционал многих из них перейдет в руки современных технологий.
Как мы видим будущее, где большая часть процессов выполняется машинами уже наступило, и наступило оно именно в сегменте логистики и хранения. Один из наших крупнейших клиентов – крупнейший российский онлайн-ритейлер OZON уже анонсировал планы по полной автоматизации своей логистики. Компания займется разработкой и внедрением роботов для использования на складах, а также для доставки товаров клиентам и есть все основания полагать, что по этому пути, пойдут и другие крупные игроки.
Помимо функционального преимущества процесс технологической трансформации складской отрасли связан и с экономическими факторами, где зарплатный фонд – это 70-80% расходов. А с учетом того, что стоимость классического складского персонала: грузчики, комплектовщики, операторы, выросла в прошлом году на 20%-25% технологии становятся серьезных инструментом по сокращению издержек.
По мнению многих экспертов в ближайшие годы сектор e-commerce продолжит развиваться опережающими темпами. Аналитики Data Insight прогнозируют, что отрасль в России вырастет на 34% к 2024 году. Безусловно такой мощный потенциал роста подтолкнет компании к поиску все новых технологических решений, без которых в новой реальности невозможно будет представить крупный прибыльный бизнес.