ТМТ РЕЙТИНГ. Российский рынок платного ТВ: итоги 2 квартала 2020 года

По данным «ТМТ Консалтинг», в течение 2 квартала, на который пришелся период самоизоляции, число абонентов платного ТВ в России выросло почти на 200 тыс. (на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом) и составило 45,6 млн. Повышенный спрос на услугу платного ТВ, вызванный вынужденным затворничеством, многие крупные операторы поддержали акциями для новых абонентов.

В то же время выручка операторов по сравнению с 1 кварталом 2020 года сократилась на 1,4% до 26,1 млрд рублей. Впервые спад произошел не только в первом квартале (когда на рынок влияет сезонный фактор в спутниковом ТВ), но и во втором: причиной снижения стали скидки для вновь подключившихся, а также сокращение денежных поступлений от существующих абонентов в этот период.

В результате средний счет на абонента (ARPU) снизился до 191 рубля без НДС по сравнению со 194 руб. в 1 квартале, практически откатившись к показателю годичной давности (190 руб. во 2 кв. 2019 года).



В сегментах и кабельного, и спутникового ТВ был отмечен отток. Причиной его зачастую становилось стремление пользователей к экономии за счет отключения от платных телеканалов при доступности бесплатных эфирных. Несмотря на отток в целом по этим двум технологиям, ряд операторов продемонстрировал положительную динамику: так, компания МТС увеличила клиентскую базу спутникового ТВ почти на 40 тыс. абонентов.

Практически все новые  абоненты  IPTV подключились к трем операторам – «Ростелекому», МТС и  «ВымпелКому», которые продолжали переводить своих абонентов ШПД на пакетные, в том числе конвергентные, тарифы, а также подключать к платному ТВ через ОТТ-сервисы.    Рост абонбазы по технологиям, 2 кв./1 кв.

Лидером роста в относительном выражении вновь стала компания МТС, благодаря акционным тарифам активно привлекающая новых пользователей не только в Москве, но и в регионах. В то же время больше всего абонентов (173 тыс.) подключил «Ростелеком», ставший лидером по числу новых подключений.

Оператор «ЭР-Телеком», по оценкам «ТМТ Консалтинг», увеличил свою абонентскую базу на 8 тысяч благодаря приобретению екатеринбургского оператора НТЦ «Интек» (ТМ Convex).

Число абонентов крупнейшего российского оператора – спутникового «Триколора» - осталось неизменным, в то время как абонбаза другого спутникового оператора - «Ориона» - продолжала сокращаться: во 2 квартале она снизилась на 53 тысячи.



Изменения  в  структуре  по  операторам  малозначительны:  колебания  в  развитии  операторов  из  ТОП-5 недостаточно велики, чтобы привести к заметной смене в расстановке сил.



В Москве число абонентов по итогам 2 квартала выросло на 0,1%. Больше всего абонентов подключили к IPTV операторы МТС и «ВымпелКом». При этом позиции игроков в структуре столичной абонбазы остались прежними, в то время как в структуре по выручке сократились на 1 п.п. доли «Ростелекома» - за счет оттока абонентов кабельного ТВ - и «ВымпелКома», вследствие снижения среднего счета на абонента из-за акционных тарифов.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: кабельное телевидение, исследование рынка, TMT Консалтинг