В тройку наиболее значимых активностей в сложный для бизнеса период вошли сохранение рабочих мест (об этом сообщили 65% респондентов) и поддержание бизнеса любой ценой (62%). Для этого собственникам бизнеса пришлось принимать непростые решения. Так, в 40% компаний был сокращён бюджет, в 30% временно закрыты некоторые или все офисы и другие физические площади (например, торговые точки или склады). В то же время были и те, кто увидел в сложной ситуации новые возможности. В каждой пятой небольшой компании были запущены новые продукты или услуги.
Исследования не раз доказывали, что удовлетворённость персонала напрямую влияет на эффективность бизнеса. Предприниматели осознают ценность своих сотрудников. В результате опроса выяснилось, что удержание персонала стало приоритетом для компаний даже несмотря на вынужденное сокращение бюджета. Так, в следующие 12 месяцев в 42% предприятий МСБ-сектора планируется повышение зарплат.
«Мы видим, что вызванные пандемией сложности породили у бизнеса новые потребности в технологиях. Особую актуальность приобрели онлайн-сервисы. И предприятия, род деятельности которых позволял запустить их, оказались в более выгодном положении по сравнению с теми, для которых цифровизация по каким-либо причинам была невозможна. К счастью, существует множество простых в управлении сервисов, включая бесплатные, для установки, управления и обслуживания которых не нужен выделенный IT-администратор. Однако ещё раз хочется отметить, что такая цифровизация должна быть безопасной», — прокомментировал Андрей Данкевич, эксперт «Лаборатории Касперского» по киберзащите малого и среднего бизнеса.
Чтобы компания могла функционировать максимально безопасно в условиях цифровизации, «Лаборатория Касперского» рекомендует владельцам малого и среднего бизнеса:
В 2021 году «Лаборатория Касперского» запустила проект «Доступно новое обновление», цель которого — помочь российским предпринимателям расширить и укрепить бизнес. Для этого компания собрала команду известных экспертов в области маркетинга, предпринимательства, клиентского сервиса и цифровизации бизнеса. Вместе они «прокачали» самые яркие проекты, подавшие заявку на участие и прошедшие отбор.
* Исследование «Как малый и средний бизнес переживает пандемию» проведено независимым исследовательским агентством Arlington Research по заказу «Лаборатории Касперского» в 2021 году в 22 странах по всему миру. В опросе приняли участие 3 150 принимающих решения сотрудников организаций с численностью персонала до 250 человек. В России было опрошено 200 человек.