«По нашим наблюдениям, в начале пандемии было снижение венчурной активности: фонды проводили переоценку текущих портфельных компаний, размышляли насчёт целесообразности инвестиций в тот или иной проект в текущих обстоятельствах. Это было некое затишье, ситуация начала меняться в лучшую сторону только ближе к лету», — комментирует Виталий Мзоков, руководитель центра инноваций «Лаборатории Касперского».
Эксперты отмечают, что наибольшим потенциалом с точки зрения инвестиций теперь обладают проекты, построенные вокруг дистанционного взаимодействия, в частности в сфере онлайн-образования, телемедицины и робототехники. Кроме того, в связи с массовым переходом сотрудников на удалённый формат популярность получили инструменты для совместной работы в распределённых командах, облачные хранилища и так далее.
Вместе с тем для бизнеса более актуальным стал вопрос информационной безопасности: дистанционный режим выявил множество проблем, связанных с сохранностью корпоративных данных, что не могло не повлиять на спрос на соответствующие защитные решения среди компаний и интерес к ним у инвесторов.
«Раньше многие организации относились к информационной безопасности как к набору средств для защиты корпоративного периметра. Теперь же, когда сотни и даже тысячи сотрудников могут взаимодействовать с бизнес-данными из разных мест, компании взяли курс на то, чтобы сделать кибербезопасность эластичной, — говорит Виталий Мзоков. — Мы также видим, что всё больше и больше стартапов стремятся наделить свои решения высоким уровнем защищённости и ищем возможности для сотрудничества с ними в рамках нашей инициативы Kaspersky Open Innovation Program».
«С моей точки зрения, драйвером роста венчурного рынка могут стать крупные компании, которые уже активно здесь о себе заявляют. Если два года назад мы могли назвать не больше десяти корпораций, которые инвестировали в стартапы, то сегодня их в разы больше, — комментирует Арсений Даббах, основатель платформы Dsight. — Российские крупные компании поняли, что нельзя конкурировать без инноваций. А скорость создания новых продуктов значительно увеличивается в сотрудничестве со стартапами».